Цели и мотивы деятельности

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ, МОТИВЫ — ПСИХОЛОГИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ

Категория «деятельность», наряду с другими основополагающими психологическими понятиями как «сознание», «личность», «общение» и т. д., имеет статус общенаучных понятий и даже междисциплинарных категорий. Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии, физиологии, инженерных дисциплин, психологии.

Тема деятельности — один из важнейших разделов в психологии, так как без деятельности человек не стал бы человеком: посредством деятельности мы работаем, учимся, добиваемся определённых жизненных целей, выражаем своё отношение к происходящему и т. д. Тема эта весьма сложна и интересна. Многие учёные, такие как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин подробно изучали её и работали над психологической теорией деятельности.

Из психологической теории деятельности можно сделать несколько выводов. Во-первых, психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение психики и исследование закономерностей ее развития целесообразно строить на принципах деятельностного подхода. Во-вторых, деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно, особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.

Обобщив сказанное можно сказать, что осознанная деятельность – это то главное, что отличает человека разумного от животного.

Деятельность – это совокупность осознанных и мотивированных действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов как общественного существа.

Человек проявляет себя в деятельности. Через деятельность он связывается с внешним миром, осуществляет свои цели и удовлетворяет насущные потребности.

Деятельность — это та форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная связь между человеком и миром, в котором он живет. Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, символы, других людей. Реализуя и раскрывая в этих действиях свои внутренние свойства, он выступает по отношению к вещам как — субъект, а к людям — как личность. Испытывая в свою очередь их ответные воздействия, он обнаруживает таким путем истинные, объективные, существенные свойства людей, вещей, природы и символов. Вещи выступают перед ним как объекты, а люди — как личности.

Чтобы впервые обнаружить тяжесть камня, надо было его поднять, а чтобы обнаружить мощность атомной бомбы, надо ее взорвать. Поднимая камень и взрывая бомбу, человек через деятельность обнаруживает их реальные свойства. Он может заменить эти реальные воздействия символическими — сказать: «камень — тяжел» или вычислить мощность бомбы по формуле. Но вначале всегда стоит дело. И это дело обнаруживает не только свойства камня или бомбы, но и самого человека — для чего он поднял камень и зачем взорвал бомбу. Дело определяет и обнаруживает, что знает человек и чего не знает, что он видит в мире и чего не видит, что выбирает и что отвергает. Иными словами, оно определяет и вместе обнаруживает содержание его психики и механизм ее работы.

Деятельность осуществляется при непременном участии всех психических процессов и свойств личности. Важное значение имеет сознание человека. Так, деятельность вне сознания превратилась бы в механическое движение, а сознание без деятельности – в беспредметное пассивное созерцание. Психические процессы позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире, познать его и самого себя. На этой основе происходит регуляция деятельности, сознательное управление деятельности человеком.

Вместе с тем сознание человека зарождается, развивается и проявляется в деятельности. Что и как воспринял человек, о чем он думает, что чувствует и т. д., об этом мы узнаем через его деятельность.

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течении 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности, Трудовая деятельность людей имеет продуктивный характер, поскольку труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функция в высшие психические функции — специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (например, логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Таким образом, вне деятельности невозможно развитие психики. Доказано, что психические процессы активизируются и совершенствуются лишь в деятельности. Например, чтобы развить мышление ребенка, нужно вовлекать его в действия, требующие размышления.

Читайте также:  Артроз Медицинский центр «Широких сердец»

Деятельность многообразна по форме и содержанию. Вся жизнь человека протекает в деятельности: трудовой, научной, политической, учебной и пр. Деятельность людей изучают многие науки. Но поскольку деятельность осуществляется личностью и регулируется различными формами ее сознания – она является предметом психологии.

Сознательная деятельность человека имеет сложную структуру. Психология, прежде всего, выделяет в деятельности ее цели и мотивы.

Цель деятельности – это мыслимый, предполагаемый ее результат, все то, к чему стремится человек.

Значение цели огромно. Цель определяет:

o выбор средств, необходимых для выполнения действий, входящих в ее состав,

o направляет действие по нужному пути,

o помогает предвидеть трудности и готовиться к их преодолению,

o привлекает и сосредоточивает внимание

Цели ставит человек. Однако выбор целей в конечном итоге определяется объективными условиями, а именно:

o исторической эпохой,

o уровнем развития техники,

o производительных сил,

o уровнем культурного развития и отдельных личностей.

Цели, намеченные без учета этих общественных условий, невыполнимы. Тем не менее, нельзя игнорировать роль личности в постановке целей.

Способность субъекта предвидеть, выходить за пределы настоящего и смотреть в будущее – необходимое условие по установки целей. Но отдаленные цели будут реальными лишь в том случае, если личность исходит не только из своих желаний, но и из анализа объективных условий своей и общественной деятельности.

Поскольку цели деятельности направлены на удовлетворение потребностей, они неиссякаемы. Достигнутая человеком цель порождает для него новые цели, более отдаленные и высокие цели. Без целей жизнь человека немыслима.

Существуют различные виды целей.

1. Цели бывают близкими и далекими. Пойти в библиотеку, прочесть нужную книгу – цель близкая. Окончить университет (например, для первокурсника) – цель далекая. Отдаленные цели реализуются через более близкие цели.

2. Цели могут быть личными и общественными. Посетить театр, побывать на море, приобрести часы–цели личные, частные. Предотвратить войны, построить коммунистическое общество, освоить космос – цели общественные, осуществимые всем прогрессивным человечеством. Однако и личность ставит перед собой цели, имеющие прямое общественное значение. Так, например, повысить производительность своего труда, давать продукцию высокого качества, окончить высшее учебное заведение, хорошо подготовиться к учебным занятиям – это цели как личные, так и общественные. Достигая их, человек приносит пользу и себе и обществу, удовлетворяет и личные потребности и потребности общества.

Деятельность человека не только целенаправленна, но и мотивирована.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ, МОТИВЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ, МОТИВЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ, МОТИВЫ

Что такое мотивация в психологии и какие особенности она имеет?

Понятие и характеристика

Мотив в психологии — это некая цель, ценность для человека, которой он стремится достичь. Мотив становится смыслом его деятельности. Он может быть положительным, вызывать позитивные эмоции, или негативным, вызванным неудовлетворением. Мотив часто не очевиден. Для его осознания требуется глубинный самоанализ.

Впервые понятие «мотивация», как основной побудитель к деятельности, употребил в научной работе А. Шопенгауэр. Отдельные психологи предлагали другие трактовки. К. Платонов под мотивацией понимал совокупность мотивов, а В. Вилюнас — систему процессов, побуждающих к деятельности. Советские психологи А. Леонтьев, С. Рубинштейн определяли мотив как потребность, обличенную в форму.

Мотив часто путают с целью и потребностью, но эти термины не взаимозаменяемы. Потребность — это осознаваемый дискомфорт и желание его устранить. Цель — выбор предмета, удовлетворяющего желание. Мотив — достижение цели.

Как выделять цель и формировать задачи?

Также нужно разделять цель (результат) и задачу (ситуацию, решение которой приведет к цели). Цель отвечает на вопрос «Что?», задача отвечает на вопрос «Как?». Правильная постановка цели и выбора задач взаимосвязаны. Если индивид их не различает, то вместо достижения глобального результата он фокусируется на мелких задачах, отдаляется от цели.

Задачи нужно распределять по степени значимости:

  • текущие — рутинные действия, которые нужно выполнять часто, но они не занимают много времени (например, проверка почты);
  • ключевые — действия, которые требуют много усилий, и их нужно выполнить быстро (например, сдача квартального отчета);
  • отложенные — задачи, которые необязательно выполнять сразу (например, подготовка стендов, проведение презентации);
  • незначительные – такие задачи не влияют на приближение к цели, их выполнение можно передать подчиненным или вовсе исключить из списка.

У каждой задачи есть этапы — дата выполнения работы или одной задачи. Если очередность этапов не соблюдается, процесс достижения цели стопорится.

Историческая сводка

Многих зарубежных и отечественных психологов интересует, что побуждает индивида к деятельности. Изучением мотивации занимались еще древнегреческие мыслители.

Начиная с 14 века, когда философы сосредоточились на изучении гедонизма как естественного стремления индивида к удовольствию, внутреннее побуждение рассматривали как заложенный природой механизм выживания. Впоследствии единение побуждающих к действию импульсов назвали мотивацией. Этот термин стали использовать для объяснения причин поведения человека, животных.

Читайте также:  Способы дезоблитерации сосудов

Ближе к 20 веку мотивацию изучали в ряде школ. Бихевиористы рассматривали ее как причину телесных импульсов, реакцию организма на воздействие. Это породило формулу «стимул — реакция», которая объясняла любой вид активности. В психоанализе по Фрейду основа мотивации — влечение человека. Желание зарождается в органе и воплощается в непреодолимое влечение. Гуманисты под этим термином понимают удовлетворение инстинкта.

Среди зарубежных психологов интерес к проблеме изучения мотивации неразрывно связан с изучением эмоциональной сферы. Получая положительный эмоциональный стимул, человек ведет себя активнее, запоминает больше информации. Но единой теории, которая объясняла бы принцип работы мотивации, нет. Среди советских ученых больше всего внимания изучению мотивации уделяли В. Бехтерев, И. Павлов, И. Сеченов. Вместо схемы «стимул — реакция» они предложили формулу «сигнальность — подкрепление». Сигнал раздражает органы чувств, но для действия необходимо подкрепление — многократное повторение сигнала. Бехтерев считал, что психологические процессы подвержены тем же рефлексам, что нервная система.

На современном этапе развития психологии проблема исследования мотивации также остается актуальной. Ученые определили основные положения, которые разделяют отечественные и зарубежные исследователи:

  1. Мотивация — социально обусловленное образование. В течение жизни она может изменяться.
  2. Мотивационная сфера имеет мотив, цель, эмоции.
  3. Для деятельности важно совпадение мотива и цели.
  4. Эмоции отражают отношение между мотивами и возможностью реализации.

Изучение психологических теорий мотивации продолжается. Ученые рассматривают разные версии появления мотивов, и это позволило выделить отдельные виды мотиваций.

Этапы и виды

В механизме формирования биологической мотивации ведущую роль играет гипоталамус. Он запускает схему появления мотива:

  1. Выработка гормона — биологические потребности трансформируются, посылая сигналы другим системам органов. Например, возникает чувство голода.
  2. Мотивационное возбуждение — возникает потребность удовлетворить желание. Индивид стремится избавиться от чувства голода.
  3. Выбор стратегии поведения — необходимо определить дальнейшие действия. Приходится выбирать, как устранить чувство голода: выбрать готовую еду, приготовить что-то самому или поесть в кафе.

  1. Внешняя — обусловлена обстоятельствами, не связана с конкретной деятельностью. Она может быть стимулирована извне (предложение награды) или изнутри (через управление эмоциями). Подходит для решения простых задач. Для сложной творческой работы нужен другой подход.
  2. Внутренняя — связана с сутью деятельности. Для нее нужна не материальная, а эмоциональная награда. Выполняя задачу, человек чувствует моральное удовлетворение и это уже достаточный стимул.
  3. Отрицательная — основана на желании избежать неудачи. Подавляя страх наказания, индивид испытывает отрицательные эмоции. Чтобы избавиться от них, он отказывается от деятельности. Длительная отрицательная мотивация может деморализовать человека.
  4. Положительная — основана на положительных стимулах. Индивид стремится к реализации способностей, раскрытию психологического потенциала. Увлеченность помогает достигать хороших результатов в труде.
  5. Индивидуальная — помогает удовлетворить базовые потребности. Благодаря физиологическим мотивам человек стремиться улучшать бытовые условия.
  6. Групповая — необходима для нормальной социализации. Помогает поддерживать структуру общества, занимать свое место в групповой иерархии.
  7. Познавательная — направлена на удовлетворение исследовательской деятельности. Работает в детстве, когда ребенок через игру познает окружающий мир.

Для одного и того же вида деятельности могут использоваться разные способы стимуляции. В отдельных сферах используется только один, основной вид мотива, без которого невозможно достичь цели.

Сферы применения

Чтобы реализовать потенциал, индивид должен использовать правильный мотив, подходящий для конкретной деятельности:

  1. Работа — профессиональная реализация. Руководители в качестве стимула часто выбирают штрафы, бонусы. Материальное вознаграждение влияет на работника только на начальном этапе. Работник привыкает к денежной стимуляции очень быстро. Когда эффект от нее проходит, а новых методов побуждения нет, работоспособность снижается. Чтобы повысить ее, у работника должна быть установка на раскрытие своего профессионального потенциала.
  2. Учеба — получение знаний. Основным стимулом становятся высокие отметки. Низкие не только расстраивают, но и лишают стремления попробовать понять сложную тему. В учебной деятельности главным стимулом должно стать повышение уровня знаний. Если его нет, обучение будет восприниматься как наказание и ученик будет его избегать.
  3. Спорт — победа над собой. Достижение нового спортивного рекорда мотивирует малую часть людей. Спортсмен должен хотеть улучшить собственные результаты, а не превзойти соперников. Иначе он постоянно будет сравнивать себя с другими и у него быстро наступит профессиональное выгорание.
  4. Личные цели — стремление к самосовершенствованию. Выбрав целью получение новой профессии, открытие собственного бизнеса, человек должен стремиться раскрыть свой потенциал. Если мотив деятельности — доказать кому-то свою состоятельность, то желание исчезнет, как только пропадет внешний стимул.
  5. Реклама, развлечения — получение удовольствия. Психологический комфорт связан с уровнем дохода и покупательной способностью.
    Мотивировать человека, который изначально не заинтересован, сложно. Для него лучше сработают методы самомотивации, которые можно придумать для себя самостоятельно.

Методы самомотивации для достижения результата

Когда принятые способы побуждения не работают, на помощь придут методы, облегчающие поиск внутренних ресурсов для выполнения деятельности:

  1. Метод маленьких шагов. Большая задача выглядит сложной. Снизить неприятный психологический эффект поможет применение метода поэтапного выполнения. Большие задания нужно раздробить на маленькие, а их — на еще меньшие действия, которые можно выполнить за 5–10 мин. Попытка выполнить работу сразу демотивирует, а на выполнение маленького задания легко настроиться. В психологии такой подход называют «детскими» шагами — ведь чтобы научиться бегать, ребенок сначала должен сделать первый неуверенный шаг.
  2. Метод негативного подкрепления. Он подходит, когда нужно победить вредную привычку или зависимость. Нужно придумать для себя наказание (например, класть в копилку 10 руб.) и каждый раз, когда не получилось сдержаться, «оплачивать» свой промах. Минус такого метода — его нельзя использовать для больших целей.
  3. Метод авторитета. У каждого человека есть кумир — личность, чье мнение значимо. Этот прием основан на желании получить одобрение кумира. Нужно представить, что он следит за выполнением работы. Можно даже писать для него отчет или записывать видео.
Читайте также:  Чем разжижить сопли в горле ребенку

Основной способ достижения цели — четкое понимание, для чего это нужно человеку. Навязывать мотивацию бесполезно. Выполняя деятельность, которая не нравится, раздражает, человек будет мечтать только об одном — избавиться от этой обязанности. Мотивация должна строиться на личном желании — тогда она будет действенной.

Мотив, потребность, цель.

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. В психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотива в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции мотива (психоанализ, бихевиоризм, динамическая психология, теория «поля» К. Левина (см. Топологическая психология), этология), детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами (психоанализ), иерархия мотива (психоанализ, «гуманистическая психология» и др.), целенаправленность активности (теория деятельности), стремление к равновесию и напряжению как механизмы динамики мотива. Развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. У животных диапазон объектов, выступающих в качестве мотива, дан от природы и ограничен специфичным для каждого биологического вида кругом приспособительных форм деятельности. У человека же источником развития мотива является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими мотивами. Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования, то есть придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл.

Потребность (в психологии) — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребность выступает как такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. Потребность человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, то есть приобщения к миру человеческой культуры. Поскольку процесс удовлетворения потребности выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Если в потребности деятельность человека, по существу, зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребности является одной из центральных задач формирования личности.

ЦЕЛЬ— осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все время, пока выполняется действие. Цель — всегда сознательна. В психологии понятие цели употребляется и в иных значениях: 1) формальное описание конечных ситуаций, к достижению коих стремится любая саморегулируемая функционирующая система; 2) предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма. Представление о цели как предвосхищаемом полезном результате используется при анализе биологической предыстории появления осознаваемой цели и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных актов поведенческих. Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата применяется при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности (=> целеобразование). Чем сложнее поставленная цель, тем более длительный путь нужно пройти для ее осуществления. Поэтому достижение больших целей предполагает прогнозирование и планирование деятельности. Планирование предполагает выдвижение как конечной, так и промежуточных целей. Разработанная система целей и средств предусматривает направленное изменение объектов и самой деятельности. Цель задает действие, действие обеспечивает достижение цели. Характеризуя цель, можно охарактеризовать действие. Цели бывают весьма разнообразны, а главное — разномасштабны. Крупные цели членятся на более мелкие, те могут дробиться дальше. Соответственно крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. Чтобы понять, что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления, нужно обратиться к понятиям потребностей и мотивов.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 240 ; Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Цвет лица бледный, землистый, желтый, красный, синий, черный
Диагноз налицо. О чём говорит оттенок кожи? Цвет лица способен рассказать о многом, ведь часто болезни и образ жизни меняют...
Хронический вагинит — особенности лечения заболевания
Хронический вагинит – описание, симптомы, классификация, лечение Медицинская статистика приводит неутешительные цифры: каждая третья женщина, находящаяся в репродуктивном возрасте, страдает...
Хронический гастрит желудка симптомы и лечение, диета
Гастрит Общее описание Гастрит – это воспаление слизистого оболочки желудка, приводящее к нарушению его функции, в особенности секреторной. При наличии...
Цвет мочи — Анализ мочи — Расшифровка анализов онлайн
Цвет мочи у мужчин. Отклонения от нормы Моча в нормальном состояние может быть разного цвета. Оттенки меняются от светло-желтого до...
Adblock detector