Этапы развития ребенка до года как преодолеть сложные моменты

Календарь развития ребенка: первая неделя жизни

С момента рождения ребенка начинается так называемый период новорожденности, который длится в течение первого месяца его жизни. В этот период младенец адаптируется к новым условиям: из теплого и темного пространства маминого живота, который плотно «обнимал» его в последние недели беременности, он попадает в мир, наполненный ярким светом, звуками, запахами и разными ощущениями. Природа отводит ребенку примерно три недели на то, чтобы приспособиться к новым условиям жизни, и это самый трудный период в его жизни. Поэтому, организуя уход за новорожденным, родителям важно научиться понимать и удовлетворять потребности малыша, чтобы помочь ему успешно адаптироваться к окружающему миру.

В первом выпуске передачи из цикла «Мы-родители!» о своем опыте воспитания ребенка от рождения и до года рассказывает певица, актриса и мама Анна Руднева.

Физиологические особенности развития ребенка первой недели жизни

Питание ребенка на первой неделе жизни

Первое время младенец ест очень часто. Лучшим питанием для него является грудное молоко, которое содержит все необходимые питательные вещества и витамины. Кроме того, грудное молоко – «индивидуальный продукт», который организм мамы вырабатывает только для данного ребенка, учитывая его потребности и состояние здоровья. Состав грудного молока меняется в зависимости от возраста младенца. Так, в первые два-три дня после родов он питается молозивом, которое имеет богатый и ценный состав. Современные педиатры рекомендуют кормить ребенка, питающегося грудным молоком, по требованию, то есть столько раз, сколько он захочет.

Сон ребенка на первой неделе жизни

В первый месяц жизни ребенок очень много спит – 19-20 часов в сутки, просыпаясь через каждые два-три часа, чтобы поесть. Периоды бодрствования новорожденного не зависят от времени суток, а сон значительно отличается от сна взрослого человека. Для младенцев характерна так называемая поверхностная фаза сна. Если спящего малыша побеспокоить в этот период, он может с легкостью проснуться.

Особенности кожи новорожденных детей

Кожа новорожденного ребенка имеет ряд особенностей. Она довольно сухая и тонкая, легко уязвима и склонна к раздражениям. На крыльях носа и щеках младенца могут быть заметны беловатые или желтоватые «точки» – результат скопления секрета сальных желез. Также на лбу, затылке и верхних веках ребенка могут быть багрово-синюшные пятна, которые пропадут через несколько недель.

Также на коже здоровых новорожденных может наблюдаться так называемая физиологическая эритема – расширение кожных капилляров, которое выглядит как покраснение. Это результат адаптации кожных покровов к окружающей среде. В норме это явление проходит в течение десяти дней и не требует лечения. Однако если через этот срок физиологическая эритема не прошла, родителям стоит показать ребенка врачу.

Психическое развитие новорожденного ребенка

Как считают детские психологи, кроме физиологических потребностей, главной потребностью младенца в этот период является необходимость чувствовать присутствие мамы, тепло ее тела, биение сердца. Присутствие рядом взрослого, способного понять его потребности и устранить неприятности, дает новорожденному чувство защищенности, формирует у него базовое доверие к миру – ощущение, что мир надежен и безопасен. Поэтому наиболее важным для полноценного психического развития ребенка в период новорожденности является физическое присутствие родителей, главным образом мамы.

Эмоциональное состояние новорожденного и формирование темперамента

Ребенок еще до своего рождения способен реагировать на эмоциональное состояние матери. Все переживания матери, как положительные, так и отрицательные (и стрессы в том числе), немедленно переносятся на психологическое состояние ребенка. Поэтому если мама постоянно нервничает или злится, малыш может стать капризным и плаксивым.

Темперамент и настроение матери также влияют на становление собственного мировоззрения ребенка, отношение к окружающим и к жизни в целом.

Первое познание мира новорожденный осуществляет вместе с молоком матери.

Чувства и ощущения новорожденного: плач

Мамам следует знать и помнить, что у новорожденного чувства и ощущения не дифференцированы от эмоций. О своих потребностях младенец сообщает родителям единственным доступным ему способом – плачем. Чаще всего его причиной являются голод или жажда, потребность в тепле, мокрое или грязное белье, различные физические неудобства, связанные со статичным положением тела или одеждой. В первое время родители не отличают плач голодного ребенка от плача ребенка замерзшего или перегревшегося. Но и новорожденный пока сам не знает, что он хочет. Малыш чувствует, что «что-то не так» и сообщает об этом. Поэтому он охотно принимает всё, что ему предлагают: грудь, теплое одеяло, поглаживание животика. Через какое-то время младенец начинает понимать, что его избавит от неприятных ощущений. И тогда в следующий раз он выплюнет соску и сбросит ножками одеяло.

Читайте также:  Ипигрикс инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – описание Ipigrix

Потребность новорожденного в любви и заботе

В период новорожденности ребенку особенно важно чувствовать любовь и заботу родителей, поэтому он стремится к телесному контакту с матерью, успокаивается на ее руках. Специалисты в области психологии сходятся во мнении, что ребенка на протяжении семи-восьми месяцев нужно держать на руках как можно чаще, при этом носить его по дому, называя предметы и действия окружающих. Таким образом, родитель воссоздает работу младенческого мозга, специально акцентируя внимание на нужных вещах, выбирая их из хаоса окружающего мира.

Способность ребенка любить закладывается в раннем детстве, и она напрямую зависит от количества любви, подаренной ему близкими людьми. На этом этапе зарождаются отличительные черты характера каждого ребенка, которые потом станут определяющими при формировании личности. В этот период для ребенка не менее важны положительные эмоции и уверенность во всеобщей любви.

Количество внимания и проявленной заботы сильно влияет на развитие новорожденного ребенка, особенно на проявление доверия или недоверия младенца к окружающему миру. Чем чаще к ребенку подходят, прикасаются, гладят и разговаривают, тем комфортнее ему в новом мире, он чувствует любовь и заботу и его боязнь окружающего постепенно исчезает. И, наоборот, чем меньше тактильного общения, ласковых слов и добрых интонаций, тем подозрительнее новорожденный относится к окружающей обстановке. Со временем чувство недоверия к людям может перерасти в страх и другие психологические проблемы (например, низкую самооценку). Кроме того, ограничение общения матери и ребенка может впоследствии пагубно сказываться на развитии речи, даже при условии, что принципы питания, гигиены и ухода не нарушались.

О том, как правильно выбирать игрушки для детей в возрасте до одного года, родители могут узнать, посмотрев видеоурок с участием президента Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, психолога Антонины Цицулиной.

Этапы развития новорожденного

От рождения до 10 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) — из положения лежа на спине фиксирует взглядом на 5 -10 секунд движущийся предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождающиеся поворотом головы. Общие движения заторможены.
  2. Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировачная реакция) — производится 2-3хлопка справа и слева от ребенка, вне его поля зрения.

От 10 до 20 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет — фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.Общие движения заторможены.
  2. Успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд.

1 месяц жизни ребенка.

  1. Следит — плавно прослеживает яркий предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.
  2. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки (длительное слуховое сосредоточение)
  3. Первая улыбка в ответ на обращенную речь.
  4. В положении лежа на животе поднимает и удерживает голову в течение 5-20 секунд.
  5. Издает отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция отсрочена на несколько секунд.

2 месяца жизни ребенка.

  1. Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом (длительное зрительное сосредоточение).
  2. Поворот головы в сторону звукового раздражителя, «поисковые» движения головы и глаз при длительном звуке (поисковая реакция).
  3. Улыбается, поворачивает голову задерживает взгляд на другом ребенке в течение 15-30 секунд (длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке).
  4. Спонтанно произносит отдельные звуки.

3 месяца жизни ребенка.

  1. Зрительное сосредоточение в вертикальном положении — ребенок из положения на руках у взрослого следит в течение 30-40 секунд за неподвижным или движущимся предметом или за лицом разговаривающего с ним взрослого.
  2. Появляется комплекс «оживления» в ответ на обращенную к нему речь, активно ищет глазами источник звука (другого ребенка, издающего звуки)
  3. Случайно наталкиваясь на игрушки, находящиеся на расстоянии 10-15 сантиметров над его грудью, оживляется, наталкивается повторно, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения руки.
  4. Лежа на животе опирается на предплечья и поднимает голову до 2-2,5 минут.При поддержке опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, опираясь на всю ступню.На руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении до 1-1,5 минут.
Читайте также:  10 лучших таблеток от головной боли - рейтинг (Топ-10)

4 месяца жизни ребенка.

  1. Узнает мать, радуется — смотрит на мать выжидающе, как только она заговорила — радостно улыбается, гулит, тянется к матери. Когда мать отходит, выражает недовольство.
  2. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами и следит в течение5-10 секунд.
  3. Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется в ответ на речевое обращение, тянется к другому ребенку.
  4. Рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, привлекшие внимание.
  5. Гулит.
  6. Во время кормления захватывает и придерживает грудь матери или бутылочку руками.

5 месяцев жизни ребенка.

  1. Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует на лица) — при виде лица близкого человека возникает «комплекс оживления», при виде незнакомого человека движения затормаживаются, появляется настороженность, ребенок хмурится и может заплакать.
  2. Узнает голос матери и близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи.Дифференцированно реагирует на нее.
  3. Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
  4. Четко берет игрушки из рук у взрослого, часто берет игрушки одной рукой, удерживает их в руке в течение 1-2 минут.
  5. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.Переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в течение 3-4 минут.
  6. Подолгу певуче гулит
  7. Ест с ложки густую пищу, открывает рот и снимает пищу губами, ест медленно.

6 месяцев жизни ребенка.

  1. Узнает свое имя (радуется, оборачивается в сторону взрослого), различает свое и чужое имя.
  2. Свободно берет игрушки из разных положений, играет, перекладывает игрушки из руки в руку.
  3. Переворачивается со спины на живот. Медленно передвигается, переставляя руки или немного подползая, пытаясь достать игрушку.
  4. Начало лепета (произносит отдельные слоги, часто однократно), прислушивается к взрослому и старается повторно произнести слоги.
  5. Хорошо ест с ложки, пьет из чашки жидкую пищу.

7 месяцев жизни ребенка.

  1. Активно манипулирует игрушками.
  2. Хорошо и много ползает в различных направлениях
  3. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомый предмет (неоднократно называемый и находящийся постоянно в одном месте)
  4. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

8 месяцев жизни ребенка.

  1. Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется, лепечет.
  2. Подражает действиям взрослых (катает мяч, открывает крышку и пр.)
  3. Сам садится, сидит, ложиться. Встает, придерживаясь руками за барьер, стоит и опускается.Переступает, держась за барьер.
  4. Выполняет изученные ранее действия — без показа выполняет «ладушки», «дай ручку».
  5. Громко, четко, повторно произносит различные слоги.
  6. Держит в руке и ест хлеб.

9 месяцев жизни ребенка.

  1. Много действует по подражанию, применяют предметы дифференцированно.
  2. Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками ( предметы должны находиться на расстоянии около 35 сантиметров друг от друга).
  3. Знает свое имя о оборачивается на зов. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомые предметы в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним известные слоги.
  5. Пьет из чашки, придерживая ее руками.
  6. Формируются навыки опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).

10 месяцев жизни ребенка.

  1. Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные действия.
  2. При помощи взрослого или держась за перила боком входит на невысокую горку и сходит с нее приставным шагом
  3. По команде «дай» находит и дает знакомые предметы.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним неизвестные ему ранее слоги.

11 месяцев жизни ребенка.

  1. Радуется появлению других детей, избирательно реагирует на них.
  2. Овладевает новыми действиями, выполняет их по приказу и по подражанию (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Выполняет раннее изученные действия по словесной инструкции (без показа).
  3. Самостоятельно стоит, делает первые самостоятельные шаги.
  4. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (приносит 2-3 игрушки одного названия — мяч, машина, кукла)
  5. Произносит первые слова-обозначения (облегченные слова)- «кис-кис», «ав-ав», «дай».

12 месяцев жизни ребенка

  1. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики о т.д.), узнает фотографии знакомого человека (мама, папа).
  2. Играет с другими детьми, ищет спрятанную игрушку.
  3. Ходит самостоятельно, без опоры, чередующимися шагами.
  4. Понимает слово «нельзя», прекращает запрещаемое действие.
  5. Легко подражает новым слогам, произносит 6-10 облегченных слов.
  6. Сам пьет из чашки, берет посуду руками и ставит на стол.
Читайте также:  Миопия (близорукость) 1 степени (слабой); Здоровое око

1 год 3 месяца жизни ребенка.

  1. Увеличение запаса понимаемых слов, выполняет не менее 3 поручений взрослого.
  2. Активно пользуется лепетом и облегченными словами.
  3. Ориентируется в величине предметов (больше или меньше, при разнице, превышающей 3 сантиметра).
  4. Самостоятельно воспроизводит в процессе игры разученные ранее действия.
  5. Длительно ходит не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
  6. Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (находит однородные по признаку предметы)
  2. Появляются правильные аналоги облегченных слов (машина — вместо «би-би» и пр.).
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов.
  4. Перешагивает через невысокие препятствия приставным шагом.
  5. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (черенок держит сверху в кулачке).

1 год 9 месяцев жизни ребенка.

  1. Понимает несложный рассказ взрослого по картинке и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется словами и двухсловными предложениями.
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов разницей в 3 сантиметра.
  4. Ходит по ограниченной поверхности, приподнятой невысоко над полом без помощи взрослого.
  5. Частично раздевается при помощи взрослого.
  6. Воспроизводит несложные сюжетные постройки — «ворота», «скамейка», «дом» из кирпичиков, кубиков.

2 года жизни ребенка.

  1. Понимает короткий рассказ взрослого без показа картинок о событиях, бывших в опыте ребенка и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимениея.
  3. Перешагивает через невысокие препятствия чередующимся шагом.
  4. Ориентируется в 3-4 контрастных цветах.
  5. Выполняет последовательно серию из нескольких действий, используя предметы по назначению (начало сюжетной игры).
  6. Частично одевает одежду при помощи взрослого.

2 года 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Применяет многословные предложения, содержащие больше трех слов. Появляются вопросы «Где?» и «Куда?».
  2. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус) и предметы четырех основных цветов.
  3. Игра носит сюжетный характер. Ребенок самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.
  4. Полностью одевается. Не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  5. Перешагивает через препятствие высотой 20-30 сантиметров.

3 года жизни ребенка.

  1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «»Почему?», «Когда?», «Что?»
  2. Правильно употребляет различные формы предметов (складывает мозаику).
  3. Появляются элементы ролевой игры, называет свою роль на вопрос «Кто ты?». Появляются сложные сюжетные постройки, включающие много элементов.
  4. Рисует, лепит простые предметы и называет их.
  5. Полностью одевается. Может застегивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
  6. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
  7. Перешагивает через препятствие высотой 30-35 сантиметров.

Этапы развития

Стадии жизни > 0-6 месяцев

Самые важные этапы развития в первые 6 месяцев жизни ребенка

В первые три месяца жизни ребенка в новинку все: для вас – роль родителей, а для вашего малыша весь мир. Уделите достаточно времени знакомству с вашим ребенком и создания тесного душевного контакта.

Периоды сна и бодрствования постепенно приспосабливаются к ритму день-ночь. Но не радуйтесь слишком рано: у каждого ребенка это происходит по-разному, и сон продолжается не более 6 часов за раз.

Даже если у вас создастся впечатление, что ваш малыш только спит, пьет и кричит, он все время развивается. С каждым днем он становится не только больше и крепче, но и внимательнее и активнее. Он учится поднимать голову, лежа на животе, и, может быть, даже поворачивать ее, если что-то интересное привлечет его внимание.

У младенцев интерес к лицам является врожденным. В начале ребенок воспринимает их упрощенно, он узнает только лица мамы и папы.

Важный момент наступает на 6 – 8 неделе: первая улыбка малыша. Ей он награждает повернутые к нему лица родителей и всех окружающих.

Крик младенца становится более дифференцированным. Через три месяца в крике становятся различимыми первые звуки. В конце первого полугодия своей жизни малыш уже пытается имитировать звуки и начинает бормотать. Чем больше вы разговариваете с ребенком, тем быстрее он начнет понимать структуру речи.

Хаотичные рефлекторные движения рук и ног становятся более спокойными и скоординированными. Ребенок начинает рассматривать свои ручки, берет их в рот или складывает их на груди. Так он готовится к следующему этапу своего развития – целенаправленному хватанию.

Начиная с 4 месяца ваш малыш вступает в новый мир – он начинает отдаляться от родителей. Если до сих пор он уже сумел накопить положительный опыт, он с полным доверием относится к своему окружению. Он воспринимает его с огромным любопытством, сопровождая все сияющей улыбкой и мелодичными звуками.

Рекомендуем попробовать следующие продукты для этого периода:

Ссылка на основную публикацию
Эрозивный гастрит, дуоденит
Что такое эрозивный дуоденит: разновидности, симптомы и методы лечения Эрозивный дуоденит относится к прогрессирующему воспалительному процессу в желудке и двенадцатиперстной...
Эпилепсию можно контролировать! Статьи Медицинский цент «Ваш доктор» рьский
Факторы, способствующие появлению припадков Какова бы ни была причина эпилепсии, большинство больных ею, пытаясь выявить факторы, способствующие возникновению припадков, анализируют...
Эпилепсия — причины, симптомы, диагностика и лечение
Эпилепсия Эпилепсия – хроническое неврологическое заболевание, которое характеризуется повторяющимися, возникающими внезапно, эпилептическими приступами. В зависимости от формы эпилепсии, приступы проявляются...
Эрозия шейки матки при беременности чем опасно, как лечить; эрозия при планировании
Как ведет себя эрозия шейки матки при беременности: насколько опасна и требуется ли лечение? Когда беременной женщине объявляют о наличии...
Adblock detector