Сенсорная интеграция как побороть трудности в обучении детей Мел

Ребенок и сенсорная интеграция. Из опыта работы

Юлия Севрюгина
Ребенок и сенсорная интеграция. Из опыта работы

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.

Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, — это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.

«Интересно» — это «детское» определение сенсорной интеграции.

Метод был впервые разработан д-ром Jean Ayres — трудотерапевтом, работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. После смерти д-ра Ayres в начале 90-х годов метод продолжали совершенствовать другие специалисты.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро, дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия (мы ходим в обуви, одежде, на машине). Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения — слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор и компьютер.

Поэтому, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

СИМПТОМЫ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша); избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; трудности с выслушиванием рекомендаций; проблемы с обучением езды на велосипеде; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми; затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов; трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься; низкий порог толерантности к близости другого лица.

2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности

3. Расстройства мышечного тонуса

4. Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики)

5. Двигательная неуклюжесть

6. Трудности в концентрации, импульсивность

7. Быстрая утомляемость

8. Отказ от социальных контактов

9. Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении

10. Слабая организация поведения, отсутствие планирования

Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции, т. е. то, как как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее.

Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать сенсорную сферу ребенка, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.

На базе нашего детского сада, в кабинете педагога-психолога, мною организован сенсорный уголок, в котором представлены игры направленные на обогащение чувственного опыта детей, развития тактильных ощущений.

Если у ребёнка отмечается трудности с распознаванием тактильной информации, то в детском саду могут возникнуть проблемы в продуктивной деятельности. Эти дети не любят рисовать, боятся брать в руки пластилин, неловко действуют с ножницами. В связи с этим могут возникнуть проблемы с поведением, так как такой ребенок может отвечать на взаимодействие с другими детьми — агрессивно. Воспитатель может сердиться на детей т. к. они часто неловкие, импульсивные или им трудно следовать указаниям и инструкциям.

Практика показывает, что нарушения в ЭВС и поведении также часто оказываются связаны с пониженной или повышенной кожной чувствительностью.

Таким детям свойственна:

— трудно принимать даже малейшие изменения, долгая адаптация

— не переносит прикосновений, не смотрит в глаза

— сложности в общении, предпочитает играть один и т. д.

Целью моей работы является обогащение чувственного опыта детей, создание связей в головном мозге, путем экспериментирования, игр, продуктивной деятельности с песком, сыпучими, природными материалами, знакомство со свойствами.

Здесь дети смотрят, трогают, слышат и чувствуют запах.

Ценность сенсорногоуголка заключается в его универсальности:

— доступность обогащения среды;

— нет возрастных ограничений;

— возможность разнообразного выбора.

Организация коррекционно-развивающих групп

Цель – решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.

Были поставлены следующие задачи:

•развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

•развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;

Читайте также:  Творог для грудничка правила введения в рацион и противопоказания

•повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

•повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

Сенсорный уголок предназначен:

•для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

•развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

•снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

•создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

•активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

•повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Игры проводятся индивидуально и по подгруппам (от 4 до 6 детей). Рекомендуется формировать подгруппы с учетом возраста.

В сенсорном уголке могут заниматься дети от 2-х лет. Возрастных ограничений нет, так как можно варьировать степень усложнения заданий.

Сенсорныйуголок располагается в кабинете психолога и поделен на 2 зоны: для работы с песком и для работы с крупами. Также им может быть и оборудована группа или даже отдельная комната. Рекомендуется несколько рабочих столов, за которыми работают дети, емкости для круп и песочница. Затем необходимо только пополнять уголок интересными дидактическими пособиями для обогащения чувственного опыта детей.

В сенсорном уголке собрано много материала на развитие тактильных ощущений.Я использую здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.

С помощью упражнений в сенсомоторном уголке я помогаю детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, “рождения” образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей.Детей учу замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях похожи на крону деревьев и т. д. Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.

Игры с песком являются мощным средством развития тактильной системы Далее представлены примеры некоторых игр.

Игры с крупами – это универсальное средство. У каждой крупы разная текстура, разный цвет, разный запах. Дети смотрят, трогают и чувствуют запах. А вкус каши дети могут попробовать дома или в детском саду.

Опыт моей работы позволил мне учувствовать в показе открытого мероприятия в рамках регионального семинара «Сенсорная интеграция как условие комплексного развития ребенка». Мастер-класс «Мир на ощупь». Также было проведено открытое мероприятие для коллег детских садов.

На данном этапе моей работыможно подвести следующие итоги:

У детей: повысилась любознательность, пытливость; сформировались знания об определенных сенсорных эталонах; дети овладевают рациональными приемами обследования; дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке;

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ Подходы к определению интеграции в соответствии с ФГТ Педагогическая интеграция- это установление связей и отношений педагогическими средствами.

Сенсорная панель «Космос» Сенсорная панель «Космос» Калатинсая Анна Александровна учитель-логопед Клюшина Галина Михайловна учитель-логопед Сенсорная панель»Космос».

Экотерапия и сенсорная интеграция

Садовая терапия – это осознанное использование растений и природных материалов в различных развивающих и реабилитационных программах. Известно, что работа с растениями является старейшим видом активной терапии, положительно влияет на психологическое и физическое состояние человека. Она включает:

• Легкую физическую нагрузку (улучшается координация движения, концентрация внимания, развивается память)

• Зрительные образы, запахи, звуки, тактильные ощущения и другие виды стимуляции органов чувств (взаимодействуют все органы чувств, реализуется звуко-, арома-, цветотерапия и пр.)

• Установку эмоционального контакта с природой, ответственность за растения, эмпатию (воспитывается вера в себя и чувство любви к себе, уменьшаются агрессия и стрессовое напряжение, возрастают возможности личности для социализации) и др.

Экотерапия полезна всем людям, которые хотят поддержать свой энергетический тонус, почувствовать прилив жизненных сил, освободиться от стресса, снять «блоки», мешающие творческому самовыражению, а также тем, кому особенности восприятия мешают успешно адаптироваться в детском саду, школе и любом другом коллективе независимо от возраста.

Занятия в правильно выстроенной экосреде особенно полезны для профилактики проблем с сенсорной интеграцией (взаимодействие всех органов чувств), и начинать их нужно еще в младенчестве. На последнем аспекте хотелось бы остановиться более подробно.

Взаимодействие органов чувств, или сенсорная интеграция, начинается еще в утробе матери. Она подразумевает упорядочивание реакций на раздражители и ощущения собственного тела так, чтобы человек реагировал на различные стимулы в соответствии с ситуацией и наиболее адекватно.

Джин Айрес проводила исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери и выделяла три базовых системы восприятия, которые переплетаются, образуя основу для взаимодействия всех органов чувств. Эти базовые системы:

• Вестибулярная — поддержание равновесия

• Тактильная (экстероцепция) – система кожной чувствительности

• Проприоцептивная (система кинестетического восприятие, мышечно-суставное чувство) – восприятие собственной позы и движения

Эти три системы связаны с ощущениями, возникающими внутри тела или на поверхности кожных и др. покровов и начинают формироваться уже при внутриутробном развитии.

Восприятие раздражителей, находящихся на расстоянии от тела, формируется позже, и отвечают за это такие чувства как зрение, обоняние, слух. Не смотря на кажущееся разделение систем чувствительности, они тесно взаимосвязаны и работают одновременно, влияют друг на друга.

Сама природа позаботилась о том, чтобы, пока младенец развивается внутри матери, он был в среде, наиболее способствующей развитию систем чувств. Осознать наличие кожи и границы своего тела помогают касания околоплодных вод и стенок матки, формируются рецепторы и нервные каналы. Примерно на третьем месяце беременности ребенок начинает засовывать пальчик в рот и сосать его, подготавливая себя к дыханию, глотанию и речи. Потягивается, пробуждая мышечно-суставное чувство. Кожные рецепторы и вестибулярная система обеспечивают стимуляцию головного мозга.

Читайте также:  АУТОАГРЕССИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ - Фундаментальные исследования (научный журнал)

Весьма часто на начальных этапах развития ребенка происходят различные сбои, причин которым может быть множество. И когда малыш появляется на свет, недобор сенсорных ощущений и нарушения интеграции в работе органов чувств приводят к замедлению в развитии, которые опытный специалист может определить на самых ранних стадиях. Практика специалистов показывает, что нарушения поведения и речи связаны с уровнем чувствительности кожи, отличным от нормы, и всегда — с пониженной чувствительностью проприоцептивной системы.

К сожалению, в настоящее время многие дети имеют сложности с работой сенсорных систем, что сказывается на способности воспринимать информацию и проявлять себя через речь и движение. Во многом это связано с окружающей средой и образом жизни современных родителей, далеким от первоначального природного замысла. Ведь аналогично тому, как естественно формируется развивающая среда внутри матки, природой сформировано и окружающее пространство, чтобы напитать новорожденного необходимыми ощущениями на всех этапах его развития – легкий и сильный ветер, вода (водоемы и дождь), солнечные лучи, ароматы и цвета растений, звуки природы, травяной покров, песок, камни разного размера и, конечно же, различные животные.

Ребенок, растущий в контакте с природой и имеющий свободу действий, но при этом оберегаемый ненавязчивым, аккуратным и очень чутким родительским контролем инстинктивно знает, каких именно ощущений не хватает его телу для правильного развития и имеет возможность их самостоятельно получать и прорабатывать свои слабые стороны. Дети, большую часть времени находящиеся в помещениях и живущие под гиперопекой родителей и воспитателей, даже при наличии развивающих игрушек не получат необходимого опыта.

Подобное мнение высказывала и Мария Монтессори – известнейший итальянский педагог. Она говорила, что ребенок, покидая материнское тело, вступает не в природную среду, а в цивилизацию, воздвигнутую над природой, и ребенку приходится прилагать чудовищные усилия, чтобы приспособиться после рождения к новой жизни. Ведь мы плохо понимаем, как именно облегчить новорожденному этот переход. Поэтому нам стоит научиться понимать потребности маленького человека и самим создавать природную развивающую среду, в которой он будет расти. Это особенно актуально для городских жителей.

Улла Кислинг, терапевт и специалист по сенсорной интеграции, практикует уже более 30 лет и добилась значительных успехов при работе с умственной отсталостью, нарушениями поведения и развития, аутизмом, задержками в развитии речи, нарушениями зрения, слуха, внимания, целебральными параличами, эпилепсией и другими, в том числе и множественными нарушениями. Она использует методы сенсорной интеграции и тесное сотрудничество со специалистами других профилей (логопедами, физиотерапевтами, эрготерапевтами и др.). Улла также работает и с детьми в возрасте от рождения до года.

Практика Уллы Кислинг и ее коллег показывает, что между кожей и вестибулярной системой существует колоссальная связь. В своей книге «Сенсорная интеграция в диалоге» она приводит пример мальчика в возрасте 2,5 лет, страдавшего распространенным нейродермитом, у которого она наблюдала повышенную кожную чувствительность и сниженную чувствительность вестибулярной и кинестетической систем: «По мере того как приходило в норму его равновесие и восполнялся дефицит кинестетической информации, улучшалось и состояние его иммунной системы. Проявления нейродермита слабели, кожа уже не выдавала такой бурной реакции. Со временем нейродермит у Даниэля прошел совсем, он стал крепким, уравновешенным мальчиком».

Сад терапии дает возможность проводить занятия со специалистами по сенсорной интеграции на свежем воздухе, в окружении природных материалов, фоном подключая целительные силы природы.

По тактильной насыщенности сад оставляет далеко позади самые лучшие детские комнаты, заставленные всевозможными тактильными игрушками. Ведь в саду есть разные сыпучие материалы, сочетаются разные ароматы и фактуры, цвета, и все это работает одновременно. На занятиях садовой терапией мы часто наблюдаем, как дети с повышенной чувствительностью избегают прикасаться к земле или песку, но при этом охотно трогают растения. Сравнивают фактуру листьев – бархатистую и кожистую, толщину листовой пластины, ее податливость и устойчивость к деформации.

Огромным плюсом является и то, что одно растение затрагивает сразу и тактильные, и обонятельные каналы. При этом подбираются не аллергенные растения, и работа с ними не вредит ребенку, в отличие от занятий с игрушками, пропитанными искусственными ароматизаторами. Список подходящих растений составляется ботаниками, при желании вы всегда можете получить консультацию у наших специалистов.

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Так что же такое сенсорная интеграция?

Все, что мы знаем о себе и об этом мире, нам рассказывают наши органы чувств. Мы получаем информацию через наши сенсорные системы: зрительную, слуховую, тактильную, вкусовую, обонятельную, вестибулярную и проприоцептивную.

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Ежесекундно огромное количество сенсорных импульсов передаются от внешних и внутренних органов к мозгу еще до момента появления малыша на свет, а после рождения их количество возрастает во много раз. Если ребенок рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает. Ребенок должен иметь возможность много самостоятельно двигаться, активно вступая в самые разные взаимодействия с миром. Копаться с утра до вечера в песочнице, лазать по деревьям, играть со сверстниками в “казаков-разбойников”, “прыгалки-резиночки” и другие активные игры. Шлепать босиком по грязи и лужам, набивать шишки и ссадины… Все это было в нашем детстве, детстве наших родителей, бабушек и дедушек. И это то, чего катастрофически не хватает современным детям. Именно отсюда — рост как снежный ком проблем со вниманием и обучением у школьников. Моторная неловкость, быстрая истощаемость нервной системы, эмоциональная неустойчивость…

Читайте также:  Микоплазмоз и уреаплазмоз — антибиотики для лечения

Сенсорная интеграция — это название метода, суть которого в том, чтобы помочь нашим детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Того самого опыта, который не дает им среда современного социума. Дети не правильно интерпретируют тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную информацию, что приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, мышечного тонуса и координации.

Сенсорная интеграция (СИ) – это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.

Термин «сенсорная интеграция» впервые предложен известным американским психологом, эрготерапевтом Джин Айрес в 1963 году для описания того, как нарушения процессов сенсорной обработки могут выражаться в различных поведенческих проблемах. Она считала что:

  • «Прежде чем научиться читать и считать, мы должны придать смысл тому, что мы видим и слышим, уметь спланировать наши движения и организовать наше поведение. Эта способность зависит от эффективности, с которой наша нервная система организует информацию, которую она получает от органов чувств»;
  • Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Маленькие дети не обладают развитым абстрактным мышлением и не оперируют отвлеченными понятиями. Они, главным образом, заняты тем, что воспринимают вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями. Их адаптивные ответы имеют чаще мышечную, или двигательную природу, поэтому первые семь лет жизни называются периодом сенсомоторного развития.

Родители должны обратиться к специалисту по сенсорной интеграции, если у вашего ребенка есть проблемы.

Так, дети при нарушении обработки слуховой информации:
— боятся громких звуков;
— не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще);
— мамино пение;
— тембры голоса;
— часто закрывают уши руками или голову подушкой или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются;
— не любят шумного окружения, улицы;
— выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке.

О нарушениях зрительной сенсорной системы можно говорить, когда ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.

При нарушении тактильного восприятия:
— дети не любят играть с пластилином, песком, красками;
— боятся испачкаться клеем или грязью;
— избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам;
— резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки;
— не терпят ходьбы босиком;
— также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.

Моторные, вестибулярные дисфункции: при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво. И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).

Специалист по СИ на основании наблюдения за ребёнком, опроса родителей и тестирования определяет характер трудностей и прописывает стратегию терапевтического воздействия. В зависимости от тяжести расстройства программа может быть краткосрочной или долгосрочной.

Терапия сенсорной интеграции рекомендована всем детям с задержкой психоэмоционального развития, детям с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивностью), особенно с РАС (расстройством аутистического спектра), у которых часто наблюдаются нарушения обработки сенсорной информации. Необходимы регулярные занятия по СИ пациентам с ДЦП, синдромом Дауна, также детям с нарушением зрения и слуха.

Абсолютно всем детям нужен сенсорный опыт, адекватная способность обрабатывать и интегрировать различные виды сенсорной информации, формирование адаптивных ответов.

Сенсорная интеграция предлагает новое понимание причин поведенческих нарушений ребенка и знакомит с новыми стратегиями повышения концентрации внимания, мотивации и коммуникации.

Адрес детского реабилитационного центра:
г.Владивосток, ул.Пологая, 60. Телефон регистратуры: +7(423)240-29-20.

Ссылка на основную публикацию
Сельдь (селедка) польза и вред для организма
Целебные свойства иваси подтвердили исследования Специалисты ТИНРО-Центра организовали клинические испытания консервов из дальневосточной сардины (иваси). Тесты на добровольцах показали выраженный...
Сделать дуоденальное зондирование с анализом и расшифровкой в Москве
Дуоденальное зондирование - отзыв КАК ПЕРЕЖИТЬ эту неприятную процедуру? СОВЕТЫ ОПЫТНОГО ПАЦИЕНТА! Обнаружила паразитов - врагов ЧИСТОЙ КОЖИ! + расшифровка...
Сделать мезотерапию в Москве по доступной цене СЗАО, метро Октябрьское поле
Мезотерапия Ваша кожа должна быть молодой и красивой! Это ее нормальное состояние, а утрата эластичности, появление морщин и другие проблемы...
СЕЛЬДЬ полезные свойства и противопоказания
Сельдь – польза, химический состав и калорийность Сельдь – вид жирной морской рыбы, на которую просто необходимо обратить внимание из-за...
Adblock detector