Сказкотерапия как метод коррекции общения

Методы психологической коррекции

Человек постоянно стремится к психическому, физическому здоровью, гармонии, равновесию, но когда дело доходит до практики, возникают сложности, проблемы. Справиться с моральными трудностями, психическими нарушениями, отклонениями только с помощью физических усилий невозможно, требуется психологическая коррекция — один из видов помощи, методики которой нужны для восстановления эмоционального состояния.

Понятие и задачи

Коррекция в психологии — направленное психологическое воздействие, которое может затрагивать различные структуры психики.

Приемы психокоррекции изменяются зависимо от состояния пациента.

Задача психологической коррекции — исправление психических нарушений, заторможенностей развития.

Методики должны помочь человеку переступить через трудности, дать надежду на лучшее будущее, помочь в развитии.

История изучения и исследователи

Направление психокоррекции строится на двух специализациях — дефектологии и психологии. Первым ученым, который предложил использовать комплексную терапию для работы с детьми, у которых наблюдаются задержки развития, ярко выражена умственная отсталость, был Э. Сеген. Следующий исследователь, который разработал оригинальные методики психологической коррекции, — Петр Трошин.

Основные теоретические понятия методики психокоррекции были предложены позже. На этот этапе прославился ученый М. Монтессори. Она создала несколько коррекционных методик, которые были предназначены для развития познавательных процессов у детей. Еще один исследователь, который внес большой вклад в развитие психологической коррекции, — А. Н. Граборов. Он предложил ряд методик, направленных на развитие памяти. В. П. Кащенко разработал систему методик педагогической коррекции.

Классификация

Ученые классифицируют способа психологических коррекций по различным критериям. Выбор метода зависит от состояния пациента, необходимого результата.

По типу задач

Классификация по типу задач:

  • игровые методики;
  • семейная коррекция;
  • способы для личного роста;
  • нейропсихологические методики.

По характеру направленности

Зависимо от характера направленности:

  1. Симптоматическая — один из видов психокоррекции, с помощью которой психологи снимают острые эмоциональные напряжения, помогают в периоды нервных срывов, острых отклонений от развития.
  2. Казуальная — психологическая коррекция, направленная на разрешение причин, основных проблем развития.

По методу воздействия

Зависимо от методов воздействия:

  • прямое;
  • косвенное.

По форме организации

Виды психологической коррекции зависимо от формы организации:

  1. Специальные — комплекс приемов, для работы с одним ребенком или группой. Цель — разрешение одной или ряда психологических проблем.
  2. Частные — множество психолого-педагогических воздействий, применяющихся для улучшения образовательных процессов.
  3. Общие — методики общепедагогического порядка. Предназначены для регуляции эмоциональных нагрузок, социальной среды, в которой развивается ребенок.

Показания и противопоказания

Индивидуальная психологическая коррекция назначается при выявлении ряда проблем:

  • сильной заторможенности развития;
  • утрате целей, смысла жизни;
  • непонимании себя;
  • необоснованных, детских страхах, которые затормаживают развитие;
  • сильной тревожности;
  • отсутствии взаимодействия с социумом (человек не может работать в группе).

Психокоррекция нужна, когда пациенту назначены мощные методы психологического воздействия, его состояние постоянно изменяется, требует контроля.

Базовые принципы

Основные принципы психокоррекции:

  1. Нормативность развития. Прежде чем назначать методики психологической коррекции нужно изучить индивидуальные особенности личности, социальный статус, уровень развития основной деятельности.
  2. Единство коррекции, диагностики. Успех от применения психокоррекции зависит от глубины, тщательности проведения диагностических процедур.
  3. Коррекция сверху-вниз. Чтобы коррекционная деятельность была эффективной, психологи должны создать «зону ближнего комфорта».
  4. Принцип деятельности. Правильное коррекционное воздействие провоцирует человека на активную деятельность, направляет его энергию в необходимое русло. Это способствует положительным сдвигам в психике.

Требования к психологу и разработанной программе

Существует ряд требований, которым должен следовать психолог при разработке психокоррекционных методов:

  1. Теоретические знания психологического воздействия на людей.
  2. Практические навыки применения психокоррекционных методик.
  3. Личностная готовность. Прежде чем приступать к работе с пациентами специалисты должен разобраться с личными проблемами, тревогами.

Методики

Существуют разные методы коррекции. Каждый из них имеет определенные особенности, сильные, слабые стороны. При психологической работе с детьми все методики нужно превратить в игры, главный принцип которых — создание ведущей деятельности, ее познание.

Куклотерапия

С помощью этой методики можно:

  • снять эмоциональное напряжение;
  • ослабить негативных эмоций, агрессию;
  • активировать познавательные процессы;
  • развить моторику рук;
  • повысить уверенность в себе.
  1. Изготовление куклы из любых материалов. Размеры и форму пациент выбирает самостоятельно. Куклу можно украсить разными декоративными элементами.
  2. Оживление фигуры. Ребенок должен придумать имя кукле, рассказать, с кем она может дружить, чем занимается каждый день.
  3. Проигрывание жизненных ситуаций.

На 3 этапе можно узнать, что волнует ребенка, какие барьеры стоят перед ним, не давая активно развиваться.

Психодрама

Психокоррекционная методика, применяющаяся для работы с группой людей. Чтобы раскрыть внутренний мир участников, моделируются различные драматические ситуации. Задачи психодрамы:

  • формирование нового поведения, которое будет адекватным;
  • переосмысление проблем, внутренних конфликтов;
  • выработка адекватного самопонимания;
  • преодоление неправильных стереотипов поведения.

Процедура состоит из 5 элементов:

  1. Протагонист — первый игрок, который играет роль главного героя. Он исполняет драматические сцены.
  2. Режиссер — опытный психолог, которые выявляет нарушения, психические проблемы, помогает с ними разобраться. Он создает драматические сцены, отдает команды протагонисту.
  3. Вспомогательные Я — клиенты, которые усиливают функции психолога. Они могут играть роль людей, которые близки для главного героя.
  4. Зрители — члены подобранной заранее группы. Они анализируют сцену после ее завершения, обсуждают. Сами не участвуют в проводимом эксперименте.

Холдинг-терапия

Метод был разработан для психологической помощи детям. При проведении процедуры, психолог должен:

  • подбадривать, вдохновлять мать ребенка;
  • анализировать семейную ситуацию;
  • сдерживать отчаяние, гнев матери;
  • наблюдать за развитием ситуации, записывать или снимать на видео происходящее.

Принцип методики заключается в том, чтобы заставить мать привлечь к себе ребенка. После этого она должна его обнять и не отпускать при любых условиях. Мать должна стараться наладить контакт с ребенком, не обращать внимания на плач, удары, психи.

Имаго-метод

Эффективная методика психокоррекции, при которой пациент тренируется воспроизводить разные образы, чтобы избавиться от внутренних барьеров, страхов.

На первом этапе человек выступает в роли слушателя или рассказчика, на втором — включается драматизация истории, на третьем перед пациентом разыгрываются драматические спектакли.

Психогимнастика

Метод психокоррекции, при котором все участники обмениваются информацией без слов. Благодаря этой процедуре активно развивается мелкая моторика рук, активизируется межполушарное взаимодействие.

Игротерапия

Метод психологической коррекции, который подходит детям, подросткам. Через игру можно избавиться от негативных эмоций, переживаний. Важно, чтобы роли отдельных участников игры были особыми для главного героя или всех участников, а сюжет был схож с неприятными жизненными ситуациями.

Арттерапия

Совокупность методик, главная цель которых — воздействие на психику человека с помощью творчества, искусства. Психолог должен научить пациента выражать свои эмоции, чувства в картинах, рисунках. После этого специалист анализирует изображения, разбирает детали, подготавливает выводы.

Музыкотерапия

Применяется для исправления эмоциональных нарушений у детей разного возраста. Методика помогает:

  • повысить эстетические потребности;
  • развить навыки коммуникации;
  • активировать эмоциональные процессы.

Музыкотерапия может быть рецептивной или активной. Активная нужна для начала продуктивной деятельности, рецептивная — для психокоррекции.

Библиотерапия

Методика психологической коррекции, при которой психолог проводит опрос по интересующей теме, подбирает определенную литературу для пациента, читает ее. С помощью этого метода можно отвлечь человека от переживаний, стрессов, депрессии. Дополнительно восстанавливается душевное равновесие.

Танцевальная терапия

Методика психотерапии, которая помогает:

  • установить связь между мыслями, чувствами, движениями;
  • развить социальные умения;
  • осознать собственное тело, возможности, особенности.

Сказкотерапия

Разработана для исправления психологических нарушений у детей. С ее помощью можно скорректировать сознание, поведение ребенка. Нужно подбирать сказки, в которых описываются переживания, проблемы детей.

Сочинение историй

Метод психокоррекции, который подходит для индивидуальных и групповых занятий. Человек должен придумать историю, отражающую внутренние переживания, страхи. Так он выплеснет наружу негатив, настроит себя на творчество.

Психокоррекция — одна из разновидностей психологической помощи, применяющаяся при нарушении развития, заторможенности, отклонениях от нормы.

Читайте также:  Виды мокроты о чем говорит цвет слизи - ЗНАЙ ЮА

Программа игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа) на тему

В основу коррекционной программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста положены теоретические материалы Л.С. Выготского и О.А. Карабановой, доцента факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Предлагаемая программа позволит ребенку легче адаптироваться в группе детей, создаст безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединит всех детей совместной деятельностью, будет способствовать повышению уверенности в своих силах и проявлению сплоченности детей, подготовит ребенка к новым социальным условиям в школе. Настоящая программа является целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно быстрее других, конструируется индивидуальная коррекционно-образовательная программа, которая может выходить за рамки предлагаемого содержания.

Концентрическое построение программы позволит повторять материал, продолжить обучение ребенка на следующих этапах при должной психолого-педагогической поддержке.

Скачать:

Вложение Размер
Программа игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста 297 КБ

Предварительный просмотр:

автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры городской округ город Радужный.

В основу коррекционной программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста положены теоретические материалы Л.С. Выготского и О.А. Карабановой, доцента факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Предлагаемая программа позволит ребенку легче адаптироваться в группе детей, создаст безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединит всех детей совместной деятельностью, будет способствовать повышению уверенности в своих силах и проявлению сплоченности детей, подготовит ребенка к новым социальным условиям в школе. Настоящая программа является целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно быстрее других, конструируется индивидуальная коррекционно-образовательная программа, которая может выходить за рамки предлагаемого содержания.

Концентрическое построение программы позволит повторять материал, продолжить обучение ребенка на следующих этапах при должной психолого-педагогической поддержке.

Пояснительная записка …………………………………………. 4

Раздел 1. Психологическая характеристика детей

с проблемами общения в старшем дошкольном возрасте ……..5

Раздел 2. Игровая деятельность как средство коррекционной

Раздел 3. Цель и задачи программы игровой психокоррекции

трудностей общения у детей

старшего дошкольного возраста. ………………………………. 11

Раздел 4 Принципы построения программы игровой

психокоррекции трудностей общения у детей

старшего дошкольного возраста, этапы коррекционной

работы. Основные показатели, определяющие

необходимость проведения коррекционной работы

Раздел 5. Основные этапы программы игровой

психокоррекции трудностей общения у детей

старшего дошкольного возраста………………………………….15

Раздел 6. Этапы работы с родителями и педагогами

по программе игровой психокоррекции

трудностей общения у детей старшего

дошкольного возраста……………………………………………. 18

Раздел 7. Учебный, тематический план

по этапам программы игровой

психокоррекции трудностей общения

у детей старшего дошкольного возраста…………………. 22

Раздел 8. Предполагаемый результат реализуемой программы

игровой психокоррекции трудностей

общения у детей старшего дошкольного возраста ……………..27

Список используемой литературы…………………………………………. 28

Приложение 1. Структура игрового занятия ………………………………30

Приложение 2. Конспекты занятий………………………………………….34

Приложение 3. Карта настроения……………………………………………49

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни.

С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

В этом возрасте начинается самопознание – открытие себя – одно из важнейших открытий на свете. А рядом с тобой – другой, и надо учиться смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и принимать другого.

Программа игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста построена с опорой на основные этапы игровой коррекции, рекомендованные О.А. Карабановой. В программе использованы игры, упражнения, этюды М.И. Чистяковой «Психогимнастика». Программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста как определенных личностных качеств (нравственно-волевых навыков общения), так и тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения в школе.

Предлагаемая программа позволит ребенку легче адаптироваться в группе детей, создаст безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединит всех детей совместной деятельностью, будет способствовать повышению уверенности в своих силах и проявлению сплоченности детей, подготовит ребенка к новым социальным условиям в школе.

Настоящая программа является целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно быстрее других, конструируется индивидуальная коррекционно-образовательная программа, которая может выходить за рамки предлагаемого содержания.

Концентрическое построение программы позволит повторять материал, продолжить обучение ребенка на следующих этапах при должной психолого-педагогической поддержке.

Психологическая характеристика детей

с проблемами общения в старшем дошкольном возрасте.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с «проблемами» развития. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3-х лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении с другой, делают проблему привыкания дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Это подтверждают и данные центра Госсанэпиднадзора, свидетельствующие о росте нервно-психических заболеваний среди детей, посещающих дошкольные учреждения, на 53% за последние два года по стране.

Надо отметить и то, что с каждым годом в ДОУ поступают все более ослабленные и болезненные дети: с отклонениями в поведении, с нервно-психическими нарушениями, которые содержат разнообразный спектр своих проявлений (минимальная мозговая дисфункция, неврозы, психосоматические заболевания, психическое недоразвитие и др.).

Как показывает практика, буквально каждый ребенок в той или иной степени нуждается и в медикаментозной поддержке, и в коррекции образовательной среды, и в изменениях семейной ситуации.

Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как память, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка.

Принимая во внимание важность коррекции трудностей в общении, в программе особое внимание уделено изучение эмоциональных состояний. Однако четкой границы между трудным и благополучным ребенком нет, во время переходных форм развития личности ребенка можно выявить глубинные психологические причины нарушения эмоциональных состояний и процессов ребенка. Ритм и условия сегодняшней жизни обостряют чувствительность маленького человека, повышают уровень его тревожности. Состояние психической нестабильности взрослых передается их детям, и поэтому все чаще за консультацией к нам обращаются родители вполне благополучных, на первый взгляд, развитых, умных и в целом управляемых детей. При этом родители справедливо отмечают, что им не хватает психологических знаний, чтобы отделить повышенную оживленность ребенка от проявления нервозности, определить тот момент, когда естественный детский страх становится патологическим, решить, стоит ли наказывать ребенка за капризность и упрямство или, напротив, успокоить и обласкать его; иными словами, определить ту грань, за которой ребенок становится трудным.

Следует подчеркнуть, что проблемные дети отличаются, прежде всего, характерными особенностями эмоциональных состояний, самооценки, уровня притязаний и самоконтроля, однако специфический тип их психической ориентации в мире отражается и на характере их социальных контактов, и на укладе их познавательной активности (особенно в ее ориентировочной части). Если рассмотреть дошкольников с позиций управления детским поведением, гармоничности эмоциональных процессов, адекватности эмоционального реагирования, то дети проблемного типа находятся между детьми-невротиками (понимая под этим достаточно широкий класс функциональных психических нарушений) и так называемыми благополучными детьми. Для невротиков характерны устойчивые страхи, депрессии, функциональные расстройства сна и аппетита, тяжелые формы тревожности. У проблемных детей эти признаки могут проявляться в очень слабой степени или не проявляются вообще, кроме одного признака – тревожности, уровень которой часто меняется, но которая присутствует как постоянный скрытый фон их эмоциональной жизни. По мнению целого ряда психологов по поводу того, что основной причиной детской тревожности является чувство беспомощности и неуверенности в себе. Уровень тревожности проблемного ребенка существенно колеблется в зависимости от изменения внешних и внутренних условий и редко достигает крайних значений, так что путем наблюдения эту постоянную тревожность трудно определить. Однако она скрыто может проявляться в усилении упрямства, подозрительности, негативизма и обидчивости.

Ощущение неуверенности в себе приводят к тому, что проблемные дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке, в неизменной симпатии сверстников и взрослых, то есть во всем том, что способно поддержать их самооценку и тем самым снизить тревожность. Проблемные дети стремятся обрести симпатию любого безотносительно к тому, как они сами относятся к этому человеку. Для них важно, главным образом, то, как сами они выглядят в глазах окружающих. Это очень характерная особенность проблемных детей – крайняя зависимость от мнения других, основа которой заложена в нестабильности их самооценки.

Потребность в самоутверждении и стремление к лидерству можно считать здоровыми и естественными для любого ребенка качествами, но у проблемных детей эти стремления навязчивы, распространяются на самые различные ситуации и приобретают агрессивные черты, если встречают препятствия на пути своей реализации.

Общение с проблемными детьми требует развитых психологических навыков. Порой бывает трудно усмотреть в проблемном ребенке неуверенность в себе, поскольку она маскируется хвастливостью, манерностью и капризностью. Они способны на благородные поступки (например, взять вину товарища на себя, отказаться от желаемого предмета в пользу другого, встать на защиту слабого, проявить внимание к взрослому), но мотив такого поступка будет лежать не в нем самом, а в желании заслужить высокую оценку и тем самым самоутвердиться.

Проблема межличностных отношений дошкольников кажется нам на сегодняшний день сверхактуальной, и вот почему. Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, и, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, мы пришли к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок создает массу проблеем, не только окружающим, но и себе.

Среди факторов, вызывающих агрессивное поведение детей, мы отметили следующие:

  • Особенности семейного воспитания;
  • Образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает через средства массовой информации, в общественных местах, среди сверстников;
  • Уровень эмоциональной напряженности ребенка.

Среди проблемных форм межличностных отношений выявились также:

— обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению;

— застенчивость, которая проявляется в робости, неуверенности, напряженности, тревоге и страхе перед другими;

— демонстративность как устойчивая личностная особенность.

Общим для всех проблемных форм межличностных отношений дошкольников является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. И поскольку именно в этом возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другим, важно вовремя уделять этой проблеме пристальное внимание.

Из всех характеристик и особенностей личности мы выделили основные параметры, сформированность которых нам кажется наиболее важные для дальнейшего школьного обучения:

  1. умение общаться со сверстниками и строить отношения со взрослыми;
  2. отсутствие заниженной самооценки и страха неудач.

Анализ проведенной работы с родителями и анкетирование показал, что родителей волнуют вопросы эмоционального благополучия ребенка, познавательной деятельности, психологической готовности к школе и сложности общения сверстников друг с другом.

Анализ особенностей проблемных детей и специфических дефектов их общения со взрослыми и сверстниками позволил нам выделить основные задачи психологической работы с ними:

  • Во-первых, необходимо было повысить интерес проблемного ребенка к окружающим его людям;
  • Во-вторых, необходимо было научить ребенка извлекать опыт из неудачного общения и выхода их конфликтных ситуаций;
  • В-третьих, необходимо было обучить детей определенным приемам своего эмоционального состояния, что позволило бы им уходить из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость.

Эти проблемы и определяют направления работы педагога-психолога в ДОУ с детьми с проблемами общения.

Методы и задачи психологической коррекции

Слово «коррекция» буквально переводится как «исправление». Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Таким образом, в справочной литературе психологическая коррекция определяется как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели.

Общими задачами психокоррекции являются:

— коррекция отклонений в развитии на основе создания оптимальных возможностей для развития личности и интеллектуального потенциала;

— профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития:

— коррекция развития личности,

— коррекция умственного развития;

— коррекция негативных психических состояний (тревожности, агрессивности, страхов);

— коррекция и психопрофилактика невротических состояний;

— коррекция взаимоотношений и т.д.;

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. Человека, обратившегося к психологу, называют клиентом. Клиент — это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи. Объектом коррекции могут выступать личность, семья или группа.

Методы коррекции многообразны, выбор их зависит от того, к какой школе принадлежит психолог. Их можно — достаточно условно — классифицировать соответственно особенностям основных подходов, среди которых выделяются:

1) подход поведенческий;

2) подход деятельностный;

3) подход когнитивистский;

4) подход психоаналитический;

5) подход экзистенциально-гуманистический;

8) подход телесно-ориентированный;

В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:

1.Оптимизация социальной ситуации развития.

2.Развитие видов деятельности ребенка.

3.Формирование возрастно-психологических новообразований.

При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами:

— Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме.

— Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.

При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.

Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.

Социально-психологический тренинг — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Базовые методы социально-психологического тренинга — групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы — обычно от 7 до 15 человек; продолжительность общего цикла занятий — от нескольких дней до месяцев. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими (1-3 раза в неделю). Продолжительность отдельной встречи — от полутора до трех и более часов. Возможны так называемые группы-марафоны, проводимые за два-три дня непрерывной работы.

Общая цель социально-психологического тренинга конкретизируется в следующих задачах:

1) овладение психологическими знаниями;

2) формирование умений и навыков в сфере общения;

3) коррекция, формирование и развитие установок, нужных для успешного общения;

4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;

5) коррекция и развитие системы отношений личности.

Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические модификации приводят к многообразию частных форм тренинга. Наиболее известны: поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и т.д.

Основной контингент участников составляют представители профессий, чья деятельность предполагает интенсивное общение, а также люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов.

В группе социально-психологического тренинга особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой предпосылкой и составляющей развития компетентности в общении.

Создание климата доверия существенно определяется особой формой проведения занятий, когда ведущий не является преподавателем в традиционном смысле. Его ролевая позиция направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней: он выступает одним из участников групповой работы, хотя и задает на первых этапах групповые нормы и модели поведения. Для достижения целей тренинга ведущему нужно создать условия для формирования группы высокого уровня развития.

Здесь он опирается на ряд принципов в организации занятий:

1) принцип активности участников — в ходе занятий члены группы постоянно вовлекаются в различные действия: обсуждение и проигрывание ситуаций ролевых, предложенных самими участниками; наблюдение по заданным критериям за поведением участников ролевых игр; выполнение специальных устных и письменных упражнений, и пр.;

2) принцип исследовательской позиции — в ходе работы в группах тренинга создаются такие ситуации, когда участникам нужно самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать уже известные психологии закономерности взаимодействия и общения людей;

3) принцип объективации поведения — в начале занятий поведение участников группы переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается на этом уровне: важное средство объективации поведения, используемое во всех видах тренинга, — это особым образом организованная обратная связь, эффективность которой существенно повышается при использовании видеозаписи;

4) принцип партнерского общения — предполагает признание ценности другой личности, ее мнений, интересов, а также принятие решения с максимально возможным учетом интересов всех участников общения (а не достижение одной из сторон своих целей за счет интересов другой).

Программа психотехники общения включает: упражнения на снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, упражнений на формирование мускульной свободы в процессе общения, упражнения на овладение навыками психофизической саморегуляции суггестивным путем; упражнения на развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, упражнения на развитие навыков невербального общения, упражнения на выполнение простейших коммуникативных действий, упражнения на формирование умения управлять вниманием партнеров по общению.

Упражнения на формирование навыков привлечения внимания партнера признаны способствовать овладению такими способами привлечения удержания внимания, как:

а) организация в общении эффекта неожиданности, т. е. использование в общении или неизвестной ранее информации, или привлечение неожиданностью способа взаимодействия;

б) организация «коммуникативной провокации», т. е. на короткое время вызвать у партнера по общению ситуацию несогласия с изложенной информацией, доводом, аргументом, а затем стимулировать поиск своей позиции и способа ее изложения;

в) гиперболизация — как способ заострения внимания партнера по общению;

г) коммуникативное усиление ценностных аргументаций, которые доминируют у партнера по общению;

д) коммуникативное сопоставление все «за» и «против» даст возможность организовать, а затем удержать внимание через изложение самых разнообразных, и часто противоположных, точек зрения;

е) ситуативное интервьюирование через постановку прямых вопросов ставит партнера по общению перед необходимостью включаться в коммуникативную деятельность;

ж) апелляция к авторитету для поддержания собственных взглядов, выводов;

з) организация сопереживания через максимальное использование в общении экспрессивных средств, опоры на ассоциативность восприятия и жизненные интересы партнеров;

и) драматизация ситуации общения как столкновение интересов, борьбу партнеров по общению.

Упражнения по формированию навыков переключения внимания партнеров предусматривает овладение такими способами:

Упражнения на формирование навыков стимулирования внимания партнеров по общению предусматривает овладение способами эмоциональной поддержки внимания, интонационной поддержки внимания и прямого вербального стимулирования.

Развитие различных форм социально-психологического тренинга связано с ведущими ориентациями психологии. В западной традиции это были необихевиоризм, современный психоанализ, когнитивизм, психология экзистенциальная и психология гуманистическая. С последней как раз связано широкое распространение форм групповой психологической работы, в частности, социально-психологического тренинга.

Д.Б. Эльконин выделял 2 формы коррекции:

— направленную на симптомы;

— на источники и причины отклонений.

Характеризуя специфику психокоррекции, некоторые авторы отмечают, что содержание понятия «психокоррекция» по существу «совпадает с психотерапией». Термин «психологическая коррекция» широко используется с 1970-х годов, когда психологи стали активно заниматься психотерапией, но по закону, ею имели право заниматься только лица, имеющие высшее медицинское образование. Эта коллизия была разрешена таким образом: врач — занимается психотерапией, психолог — психологической коррекцией, хотя в содержательном отношении и то и другое представляет собой одну и ту же деятельность.

Характеризуя содержание психодиагностики психолога, Г.С. Абрамова описывает ее этапы следующим образом:

— что должно быть?

— что надо сделать, чтобы стало должное?

Фактически первый этап — это проведение психодиагностического обследования (что подчеркивает преемственность психодиагностики и психокоррекции). На втором этапе психолог сопоставляет данные психодиагностического обследования с требованиями возрастной нормы. В случае несоответствия индивидуальных особенностей нормативным требованиям, психолог разрабатывает коррекционную программу, призванную обеспечить конструктивное изменение, развитие соответствующей особенности, или функции, что собственно и составляет основное содержание третьего этапа. Безусловно, что осуществление коррекционной работы предусматривает проведение контроля за изменениями той психологической особенности, на коррекцию которой оно направлено. Соответственно, можно констатировать, что завершение психокоррекционной работы также предполагает проведение психодиагностического обследования.

Заключение

И в заключение необходимо отметить, что чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического и психологического здоровья в зоне повышенного риска. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых люди, склонные к нервным, психическим, а также физическим заболеваниям, действительно рискуют заболеть.

Другие, физически и психологически сильные, достаточно здоровые люди выходят из подобных жизненных ситуаций, испытывая лишь чувство усталости или дискомфорта.

Те, кто обращаются в психологическую консультацию, — это обычно не очень хорошо приспособленные к жизни и не слишком занятые на своей работе люди, так как для того, чтобы получить обстоятельную консультацию психолога, необходимо время.

Среди тех, кто реально и чаще всего обращается за помощью к психологу-консультанту, немало жизненных неудачников, и именно неудачи вынуждают этих людей, чувствующих себя физически здоровыми, искать помощи со стороны психолога. Среди клиентов психологических консультаций встречается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные отклонения, которые в свою очередь являются следствием многократных жизненных разочарований и фрустрации.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.

2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.: «ВЛАДОС», 1998.

3. Познай себя и других: Популярные тесты.-4-е изд., доп.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.

4. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: В 2 кн.-М.: «ВЛАДОС», 1998.-Кн. 1

Ссылка на основную публикацию
Сироп солодки от какого кашля, сухого или влажного, инструкция
Сироп солодки от кашля. Инструкция по применению от мокрого и сухого, дозировка, рекомендации врачей Сироп лакрицы известен с Античности, в...
Синекод лазолван инструкция · GitHub
Совместимость Синекода и Эреспала На данный момент существует множество препаратов, помогающих в борьбе с мучительным, мешающим жить кашлем. Иногда для...
Синекод от кашля для детей и взрослых
Синекод от кашля Изнуряющий, сухой кашель очень трудно остановить. Для этого нужно использовать лекарства, воздействующие на определенные центры головного мозга,...
Система верхней и нижней полых вен анатомия, методы обследования и нормы размера сосудов
Брюшная аорта, нижняя полая вена, их ветви. Брюшная часть аортылежит на передней поверхности позвоночника, левее срединной сагиттальной плоскости, от XII...
Adblock detector