Сказкотерапия как способ гармонизации, познания, «исцеления» личности

22 вопрос. Основные типы сказок, используемых в сказкотерапии.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич – Евстегнеевой):

5) психокоррекционные, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются по-разному: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и др.

И.В.Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки и выделяет два вида:

2) авторские, при этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю.Соколова, А.В.Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка), по мнению И.В.Вачкова, призвана раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности.

Выделяют пять видов сказок:

1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.

Авторские художественные сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.

4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применения и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому соответствующий его интересам жанр.

Притча. Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, он сформулирован прямо. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать тогда, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков.

Басня. Более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Развитие этого жанра привело к интонации нравоучения. В сказкотерапии полезно использовать басни Эзопа, как первоисточник этого жанра. Более поздние басни Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжет от Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа являются замечательным сказкотерапевтическим материалом.

Анекдот. Короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. Особо хороши анекдоты о Ходже Насреддине. С их помощью мы можем сформировать такое важное качество, как находчивость, а также умение творчески мыслить.

Легенда, былина, сага, эпос. Повествование о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Эти жанры могут использоваться в работе с подростками.

Миф. Повествования о богах и героях. В мифах можно найти не только информацию о сотворении мира, но и описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Мифы несут информацию о смысле многих обычаев и о том, по каким законам организована жизнь. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования проблемных взаимоотношений, и для познания многообразия окружающего мира и общих закономерностей его устройства.

Сказка. Наиболее многообразный жанр. Для сказок характерен так называемый «бродячий сюжет». То есть сказки разных народов имеют очень много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков. Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. И если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем. Создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах, он в определенном смысле программирует себя.

Работа по коррекции агрессивности должна проводиться в 4-х направлениях:

Общие принципы работы сказкотерапии

1. Осознание — осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему необходимо?

Наша задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, хотя на первый взгляд это незаметно. Важно понять закономерность появления и предназначение каждого персонажа сказки.

2. Многозначность — понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов.

Наша задача: показать одну и ту же ситуацию с разных сторон: с одной так, с другой- иначе.

3. Связь с реальностью — осознание того, что каждый сказочная ситуация предлагает нам определенный жизненный урок.

Наша задача: тщательно и терпеливо обрабатывать сказочные ситуации с позиции того, как каждый урок будет нами использоваться в реальном жизни (в каких именно конкретных ситуациях).

Основные приемы работы со сказкой

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагают ответить на вопрос:

— Как вы думаете, о чем эта сказка?

— Кто из героев больше всего понравился и почему?

— Почему герой сделал так, а не иначе?

— Что было бы с героями, если бы они не сделали так, как описано в сказке?

— Что было бы, если бы в сказке были положительные

или отрицательные герои и т.д.?

Такая форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить сказку от имени других действующих лиц, принимающих или не участвуют в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лисичка, Баба Яга или Василиса Премудрая.

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку не нравится сюжет, определенное развитие событий, ситуаций, конец сказки и тому подобное. Переписывая сказку, дописывая свое окончание или вводя необходимых персонажей, ребенок сам выбирает наиболее подходящую его внутреннему состоянию развязку и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться от внутреннего напряжения. В этом и заключается психокорекционный метод — в переписывании содержания сказки.

Читайте также:  Трихопол при демодекозе действие препарата и правила применения

Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие сразу отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свое поведение.

Виды сказок

К художественным сказам относят сказки, сложенные из многовековой мудрости народа и авторские истории. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Существует две большие группы художественных сказок: народные и авторские.

Народные сказки несут очень важные идеи:

1. Мир вокруг нас — живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и вдумчивого отношение к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями, рукотворными вещами.

2. Оживленные объекты окружающей среды способны действовать самостоятельно, они имеют право на личную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Понимание добра и зла, вера в победу добра. Такая идея важна для поддержания и роста, формирования стремления к лучшему.

3. Самое ценное достигается через испытания, а то, что досталось даром, может быстро исчезнуть. Эта идея важна для формирования целеустремленности и терпения.

4. Вокруг нас много помощников. Но они приходят на помощь только тогда, когда мы не можем справиться с ситуацией или поставленными задачами самостоятельно. Эта идея важна для формирования самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Указанные философские идеи можно обсуждать с детьми.

Наша жизнь многогранна, поэтому есть множество разновидностей народных сказок:

— сказки о животных;

Авторские художественные сказки более образные, нежели народные. Если мы хотим помочь человеку осознать свои внутренние переживания, то выбираем авторскую сказку.

Дидактические сказки создают педагоги для «наполнения» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и т.д.) оживают, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки раскрывают содержание и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замена» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также пояснения ребенку смысла происходящего.

Применение психокоррекционных сказок разделено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблемам (неадекватное, неэффективное поведение).

Алгоритм психокорекционной сказки:

1. Во-первых, выбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Затем описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел что-то общее со своей жизнью.

3. Далее героя «помещают» в проблемную ситуацию, похожую на реальное происшествие в жизни ребенка, и приписывают герою все переживания, которые на самом деле испытал ребенок.

4. Герой начинает искать выход. Или начинают углублять ситуацию, доводить ее до абсурда. Герой может видеть последствия своих действий — и это подтолкивает его к изменениям. Герой может встречать существ, попавших в похожую ситуацию, и смотреть, как они решают проблему. Он встречает фигуру психолога — мудрого наставника, который объясняет ему смысл того, что происходит. Наша задача: через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти положительный смысл того, что происходит. Все увиденное в правильном свете является благом — это мудрость, которую хотелось бы донести до ребенка через сказку.

5. Герой понимает свои ошибки и становится на путь изменений. Создавая психокоррекционную сказку, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять.

Ребенок плохо себя ведет, если:

1. Хочет привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, позитивных способов привлечения внимания.

2. Хочет управлять ситуацией, взрослыми, ровесниками. При этом в психокоррекционные сказки может быть предложена положительная модель выявления лидерских качеств: хороший способ прежде всего заботится о своих друзьях.

3. Хочет за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.

4. Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки поддерживают главного героя, предлагают пути преодоления страха.

5. У ребенка не сформировано чувство меры. У этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая прочитанное. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с собой и подумать. Даже если ребенок не выявила восторга по поводу сказки, она все-таки заденет его душу, и через некоторое время поведение ребенка изменится.

Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть его с помощью кукол, рисунков и миниатюрных фигурок.

Сказки, которые лечат душу. Сказки, раскрывают глубокий смысл событий. Истории позволяют увидеть все, что происходит, с другой стороны. Они не всегда однозначны, не всегда «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоко проникновенные. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросами. Это стимулирует процесс личностного роста.

Психотерапевтические сказки в работе с детьми используют, когда нужно обсудить проблему жизни и смерти, смерти близкого человека; в случае психоэмоциональной травмы, разлучения родителей и тому подобное. То есть в тех случаях, когда необходимо объяснить смысл происходящего, и помочь изменить к нему отношение.

Создавая психотерапевтические сказки, мы представляем клиента в образе сказочного героя и фантазируем события, которые могут с ним случиться. Наша задача — помочь клиенту принять ситуацию, разобраться в происходящем. Если необходимо, показать, что даже тяжелые неоднозначные события могут стать благом для развития души и роста силы духа; дать возможность отследить незаметные нюансы ситуации, понять смысл полученного урока.

В зависимости от ситуации и цели, которая стоит перед нами, мы можем обсуждать сказки, давая ребенку время на самостоятельные размышления. К психотерапевтическим сказкам можно рисовать иллюстрации, изготавливать кукол и ставить спектакли.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, для формирования лучших человеческих взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Главное назначение медитативных сказок — сообщение нашему подсознанию позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

В системе сказкотерапии выделяют три вида медитативных сказок:

1. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем «здесь и теперь». Они также ориентированы на развитие разных видов чувствительности: зрительной, слуховой, вкусовой, тактильной и кинестетической.

2. Медитативные сказки, отражающие «идеальные» отношения между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром, животными, учеником и учителем, учеником и учебным предметом, мужчиной и женщиной. Образы, которые транслируются через сказку, могут стать, как следствие, духовными ориентирами.

3. Медитативные сказки, направленные на раскрытие потенциала личности, раскрытия философии отношений и самореализации. Наверное, если бы каждый человек чувствовал свое личное предназначение, место в жизни, чувствовал себя любимым, нужным и хорошим — психологи и психотерапевты потеряли бы свою работу. Но пока так не происходит, поэтому и появился этот вид медитативных сказок. Он адресован идеальному «Я» человека с целью его осознания. Такие сказки также отражают светлую сторону событий и помогают их принять.

Сказкотерапия в работе психолога ДОУ

В общении и работе с людьми есть большой простор для творчества. Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и усовершенствования взаимодействия человека с окружающим миром. Основной принцип этого метода — духовный, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе. Забота о душе (в переводе с греческого) и является терапия. Так как мы используем простую и понятную ребенку форму сказки, этот метод называется «сказкотерапия».

Читайте также:  Повышена мочевина и креатинин в крови причины, лечение, норма

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому необходимо подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях — это направленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм). Один ребенок больше склонен составлять и рассказывать; другой — не может усидеть на месте, ему необходимо двигаться; третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый — обожает рисовать. То, как человек рисует, рассказывает, составляет, и является ключом к познанию его внутреннего мира.

Мы с вами познакомились с «действенным аппаратом» сказкотерапии, различными видами сказок. На их основе можно создавать развивающие, психокоррекционные и психотерапевтические программы, используя различные формы подачи материала. Это анализ, рассказ, составление сказок, куклотерапия, инсценировка сказок на сцене, рисование «волшебными красками», психодинамические медитации, исследования мифов и сказок, терапия абсурда и тому подобное.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку пережить много ситуаций, с которыми он встретится во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие, способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Наверное, вы заметили, что в системе сказкотерапии неважно, с какой проблемой, точнее, с которым симптомом, работать. Мы возвращаем сказку душе, и как следствие — все становится на свои места .

Психокоррекционные сказки в работе с детьми. Подбор методов, алгоритмы написания и воздействие на детей

Психокоррекционное воздействие сказки известно человечеству уже не одну тысячу лет. Однако как один из методов становления личности оно стало использоваться сравнительно недавно. Сказкотерапия (именно так называется этот способ коррекции) находит свое применение в воспитании и в образовании, в стимулировании развития ребенка и во время тренинговых занятий.

Использование данного метода становится особенно актуальным в наше время. Ведь сказка позволяет оказать активное и в то же время ненавязчивое внушающее воздействие. В своих коллизиях и символах она преподносит в зашифрованном виде самые важные характеристики модели поведения, а также те убеждения, которые являются предпочтительными в обществе, чем и способствует становлению личности.

Характеристика метода сказкотерапии

В каких случаях рекомендовано использование данного способа воздействия на детей? Психокоррекционные сказки применяются в работе с теми пациентами, которые имеют некоторые поведенческие и эмоциональные затруднения. При использовании данного метода решаются проблемы, возникающие у дошкольников, а также у детей младшего школьного и иных возрастов. Психокоррекционные сказки помогают в работе с неуверенными, агрессивными и застенчивыми детьми, а также с теми, у которых особенно выражены чувства вины, стыда и лжи.

Оказывает содействие сказкотерапия в лечении психосоматических заболеваний, энурезов и т. д. Сам процесс подобного устранения проблемы приводит к тому, что ребенок начинает анализировать существующие у него отклонения и осознавать пути их решения.

В чем причины эффективности сказкотерапии?

Рассказанные взрослыми истории притягивают детей. Сказки позволяют подрастающему человеку свободно фантазировать и мечтать. При этом для ребенка они являются особой реальностью, позволяющей познавать взрослый мир переживаний и чувств.

Кроме этого, маленькие дети обладают сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, им не составляет особого труда эмоционально объединить себя с другим персонажем или человеком, присвоив при этом его образцы норм ценностей. В связи с этим, слушая психокоррекционные сказки, ребенок начинает сопоставлять себя с их героями, понимая при этом, что проблемы и переживания существуют не только у него.

Целью психокоррекционных сказок являются ненавязчивые предложения выхода из самых различных ситуаций в виде позитивной поддержки возможностей маленького человека, а также путей решения возникающих конфликтов. Ребенок при этом начинает представлять себя в роли положительного героя. Почему это происходит? Да потому, что положение главного героя является наиболее привлекательным, если сравнивать его с прочими персонажами. Таким образом, психокоррекционные сказки для детей позволяют им усваивать правильные моральные нормы и ценности, а также различать зло и добро.

По утверждениям специалистов, метафора, без которой не обходится любая фантастическая история, позволяет обеспечить контакт левого и правого полушария мозга. Что происходит при этом в процессе восприятия психокоррекционных сказок? В работу включается левое полушарие. Оно извлекает из сюжета логический смысл. Правое же полушарие остается свободным для творчества, воображения, фантазии и мечтаний.

Специалисты, проводящие психокоррекционную работу с детьми, отмечают, что на вербальном, осознаваемым маленьким пациентом уровне, он может вовсе и не принимать сказку. Тем не менее положительный эффект от такой работы будет непременно присутствовать, так как изменения, как правило, происходят на уровне подсознания. При этом отмечается, что использование одной и той же сказки оказывает различное влияние. Каждый ребенок находит в ней то, что особенно актуально для него, и то, что созвучно его проблемам.

Исходя из имеющейся практики, психокоррекционные сказки у беспроблемных детей чаще всего не находят особого эмоционального отклика. Они воспринимаются ими в качестве интересных историй и не приводят к изменениям в поведении.

В сказкотерапии используется два подхода. Эти психокоррекционные методы отличаются друг от друга по степени индивидуализации волшебных или фантастических историй, а также исходя из уровня директивности способа. Рассмотрим их подробнее.

Направленная форма

При директивном методе сказкотерапии педагог или психолог являются главным лицом, активно участвующим в процессе занятий и внимательно наблюдающим за поведением ребенка. Это позволяет интерпретировать реакции маленького пациента и правильно выстраивать свою дальнейшую тактику.

В этом случае психотерапевтические метафоры, которые используются при такой работе, должны быть созданы и подобраны индивидуально, исходя из целей работы и проблем, имеющихся у ребенка.

Те психологи, которые работают с использованием данного метода, отмечают тот факт, что при создании сказки они, прежде всего, ставят своей целью получение желаемого результата. Он при этом должен быть:

  • конкретным;
  • подконтрольным, то есть зависимым не от внешних обстоятельств, а от самого ребенка;
  • сформулированным в максимально позитивном виде, то есть подчеркивать, от чего следует избавляться, а к чему необходимо стремиться.

И если сама структура истории будет связана с проблемами и с жизнью маленького пациента, то это позволит эффективно сработать психокоррекционным механизмам сказки.

Сюжет повествования при директивном методе

Каков алгоритм составления психокоррекционной сказки при направленной форме работы с детьми? Прежде всего, требуется обращать особое внимание на подбор персонажей. Немаловажное значение имеет и установление между ними определенных отношений. Для максимально эффективного проведения психокоррекционной работы с детьми сказку составляют таким образом, чтобы ее герои соответствовали участникам реального конфликта. При этом специалисту понадобится установить между персонажами символические отношения, сходные с теми, которые имеют место в жизненном конфликте.

Например, основная проблема маленького пациента может заключаться в несогласованности между родителями применяемых ими методов воспитания. Папа, вполне возможно, завышает свои требования к ребенку, а мама всячески заступается и защищает свое чадо. В таком случае сказочный сюжет может повествовать о членах команды какого-либо волшебного корабля. В ее состав психолог включает строгого капитана и доброго помощника, а также неумелого молодого юнгу.

Те специалисты, которые являются сторонниками директивного направления, указывают, что для того, чтобы составить интересную сказку для ребенка, понадобится предварительно выяснить увлечения и интересы маленького пациента. На них впоследствии психологу и рекомендуется опереться при создании истории. Использование понятной и близкой для малыша темы позволяет ему быстро вжиться в предлагаемый образ сказочного героя, соотнеся при этом свои и его проблемы, а также увидеть необходимый выход из конфликтной ситуации.

Читайте также:  Шишки на пальцах суставы лечение

Например, для шестилетнего мальчика, у которого отмечен высокий уровень развития интеллекта, увлекающегося астрономией, но испытывающего значительные трудности в общении, психологом может быть придумана сказка об одинокой звездочке. Она хотела подружиться с другими звездами, но никак не могла преодолеть огромного расстояния до них.

Ненаправленная форма

Существует и менее директивный метод сказкотерапии. В его основе лежит представление о том, что каждый ребенок – это уникальная личность, по-своему воспринимающая окружающий мир. Такая психокоррекционная программа для детей ставит своей целью помочь маленькому пациенту в выявлении и осознании имеющейся проблемы. Составленная специалистом история обязательно содержит указания ребенку и на некоторые направления их решения.

Педагогом или психологом в данном случае создается особая эмоциональная атмосфера. Она направлена на поддержание всего доброго и позитивного, что есть у ребенка, признавая его право на любые чувства, но при этом выдвигая социальные требования. Например, детям указывают на то, что не следует кусаться, драться или обзываться.

Чаще всего при использовании данного направления занятия проводятся сразу с группой маленьких пациентов в составе 3-5 человек. Длительность такого курса составляет 1-2 месяца. Сказки в этом случае создаются для всей группы, так как считается, что ребенок будет воспринимать предложенную историю по-своему, взяв из нее только то, что актуально его проблеме.

Сюжет повествования при недирективном методе

Сказки при ненаправленной форме коррекционной работы составляются в виде целого цикла историй. Между собой они связаны одними и теми же персонажами. В каждой сказке герои попадают в различные приключения. Подобный алгоритм весьма удобен. Ведь ребенок быстро привыкает к постоянным героям, и ему становится намного проще сравнивать себя с ними. Помимо этого, используемый цикл историй порой включает в себя некоторые ритуальные моменты, а команды, которые переходят из одной сказки в другую, позволяют максимально эффективно руководить проводимыми сеансами.

Существуют различные типы сказок для психокоррекционной работы. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Дидактические сказки

Главным предназначением подобных историй является занимательная подача материала. Даже в том случае, когда психологом используются звуки, цифры, буквы, арифметические действия и прочие сложные символы, они должны быть представлены в игровой форме и быть одушевленными. Так сказочные образы начнут раскрывать смысл повествования и максимально качественно передавать необходимые знания.

Характерным признаком данного типа коррекции является применение предметной информации. Одновременно с этим начинает происходить развитие у детей творческих способностей, формируются их речевые навыки и совершенствуется мышление.

Работа с дидактической сказкой включает в себя отдельные этапы. В их числе — прослушивание и обсуждение, анализ, а также оценка сюжета. При мотивированном и систематическом применении подобного приема терапии ребенок начинает избегать типичных ошибок и добивается высоких результатов по изучаемой теме.

Сочинение дидактических сказок весьма эффективно и для пациентов подросткового возраста. Подобный прием позволяет полностью реализовать интеллектуальные и творческие ресурсы ребенка. К решению учебной задачи он начинает подходить благодаря восприятию достижения успеха, которого (как он начинает осознавать) можно добиться только после прохождения сложных испытаний.

Дидактические психокоррекционные сказки для младших школьников являются основным направлением в работе с детьми этого возраста. Специалисты отмечают, что при их использовании даже самые труднообучаемые и трудновоспитуемые дети начинают проявлять интерес к материалу.

Психотерапевтические сказки

Особенность подобных историй состоит в том, что их сюжет должен быть аналогичен проблеме, которая имеется у ребенка, но при этом не иметь с ней прямого сходства. Рассказанные истории должны предлагать решение существующей проблемы. Не зря их называют еще и сказками, способными врачевать душу.

Для какого возраста подходит использование подобного направления? Весьма эффективным оказываются такие психокоррекционные сказки для дошкольников, а также для старших детей. Применяют их и для подросткового возраста.

Виды психотерапевтических сказок

Специалисты выделяют несколько типов подобных историй. Среди них:

  1. Сказки о ребенке, очень похожем на маленького пациента. В этом случае главный герой повествования может стать другом малыша. События, которые будут происходить в истории, непременно должны быть похожи на те, которые имеют место в реальной жизни. На подобном примере дети учатся не только решать свои проблемы, но и приходить к самостоятельным выводам. Например, ребенку, не желающему заниматься гимнастикой, вполне уместно будет рассказать историю, в которой главный герой случайно подслушал разговор о пользе таких занятий. Он понял, что гимнастика способна придать ему такую энергию и силу, которые позволят добиться желаемого.
  2. Истории о маленьком пациенте. Слушая такие сказки, ребенок начнет напрямую отождествлять себя с ее главным героем. При этом педагогу или психологу понадобится включить в свое повествование некоторые элементы, напрямую перенесенные из реальной жизни. Это названия игрушек и имена друзей или любимых малышом мультяшных героев. В сказке подобного типа главный персонаж должен быть наделен теми положительными качествами, которые желательно привить маленькому пациенту. Например, невежливость может быть откорректирована поступками героя. В сказке он должен со всеми здороваться и каждому помогать. Если ребенок боится темноты, то для него полезными станут истории о маленьком персонаже, вызволяющем кого-либо из страшного и темного подземелья. По утверждениям психологов, таким образом можно добиться эмоционального восприятия истории. По истечении некоторого времени сказка начнет соотноситься с реалиями. Порой модель поведения у ребенка меняется в нужную сторону уже спустя несколько часов после проведенного сеанса. Ведь малыш начнет примерять роль главного персонажа на себя.

Функции психокоррекционных сказок

Какой цели можно добиться, рассказывая ребенку специально придуманные для него истории? Все типы сказок для психокоррекционной работы позволяют:

  1. Воспитать в маленьком человеке самые хорошие качества. Это доброта и порядочность, искренность и смелость, честность и отзывчивость.
  2. Обучить правилам поведения. Психокоррекционные сказки делают это ненавязчиво и мягко. Ведь подобные истории необходимы для того, чтобы малыш прочувствованные им эмоции грусти и радости, а также сопереживания персонажам переносил в реальную жизнь.
  3. Привить маленькому человеку извечные ценности, а также обучить его пониманию окружающего мира и тех отношений, которые существуют между людьми.
  4. Расслабить.
  5. Воспринять положительный опыт и показать модели идеальных взаимоотношений.

Те качества, которыми обладают выдуманные герои, играют в сказкотерапии лишь вспомогательную роль. При этом они помогают сформировать у ребенка необходимые черты характера. Чаще всего психологи пытаются завуалировать сюжет истории. Они делают его несколько более запутанным, чем события реальной жизни. С малышом, который должен найти выход из проблемной ситуации, специалисты разговаривают как с взрослым. Только в таком случае производимая маленьким пациентом духовная работа станет максимально эффективной.

Психокоррекционные сказки для младших школьников должны иметь сюжет, основанный на их личном интересе. В 6 лет на ребенка желательно воздействовать с помощью забавных историй, содержащих в себе увлекательные приключения. В 7 лет оптимальным вариантом явятся волшебные сказки. В этом возрасте желательно также знакомить малышей с произведениями разных авторов. В 8-9 лет детям будут особенно интересны притчи и бытовые сказки. Они с удовольствием прослушают истории, имеющие разветвленный сюжет, где помимо переживаний и чувств героев добавятся и авторские размышления.

Ссылка на основную публикацию
Сироп солодки от какого кашля, сухого или влажного, инструкция
Сироп солодки от кашля. Инструкция по применению от мокрого и сухого, дозировка, рекомендации врачей Сироп лакрицы известен с Античности, в...
Синекод лазолван инструкция · GitHub
Совместимость Синекода и Эреспала На данный момент существует множество препаратов, помогающих в борьбе с мучительным, мешающим жить кашлем. Иногда для...
Синекод от кашля для детей и взрослых
Синекод от кашля Изнуряющий, сухой кашель очень трудно остановить. Для этого нужно использовать лекарства, воздействующие на определенные центры головного мозга,...
Система верхней и нижней полых вен анатомия, методы обследования и нормы размера сосудов
Брюшная аорта, нижняя полая вена, их ветви. Брюшная часть аортылежит на передней поверхности позвоночника, левее срединной сагиттальной плоскости, от XII...
Adblock detector