Структура человеческой психики — ЗдоровьеИнфо

Тема 2. Структура психики и сознания.

1. Биологические основы психики: мозг и психика

2. Развитие психики в филогенезе.

4. Психические процессы, состояния и свойства.

6. Понятие о сознании. Сознание и бессознательное.

7. Измененные состояния сознания.

Вопросы для обсуждения

1. Чем отличается раздражимость от чувствительности?

2. Чем по своей сути является психика?

3. Почему психика появляется с чувствительностью?

4. Зачем нужна нервная система?

5. Перечислите основные отделы нервной системы.

6. Каковы основные функции психики?

7. Что такое сознание?

8. Какова роль бессознательного?

9. Какие измененные состояния сознания вы знаете?

10. В чем состоит значение сна?

Основные подходы к проблеме биологического и социального впсихологии.

Самостоятельная работа студентов

1. Выучить и понять основные термины: «психика», «сознание» и «бессознательная часть психики», «психическая реальность» и др.

2.Изучить бессознательное (по З. Фрейду) Загадки сна и сновидений.

3.Наркомания: в чем состоит проблема личности или общества. Понятие «зависимость мозга»

5.Прочитать и обсудить содержание статьи: Лаврова О.В. Онтология психического //Вопросы психологии.-2010.-№3.-с.-3-12.

Прочитать : Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб., 2000

Методические рекомендации к изучению темы:

1.При подготовке к занятию создать себе хорошее настроение;

2. четко сформулировать цели семинар;

3.выучить ключевые понятия темы.

1. Блум Ф. И др. Мозг, разум, поведение /Пер. с англ.; Ф. Блум, А. Лайзерсон, Л.Хофстедтер. — М. :Мир, 1988. — с. 246.

2. Гарфилд П. Управление сновидениями: Сборник. — М.: Белводье, 1994. — с. 192

3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. — Т. 1., ч. 2, гл. 4 I пер. с фр. Н. Н.Алипова;

Под ред. г. г. Аракелова. — М.: Мир, 1996. — с. 370.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

5. Типы сознания и бессознательного: Хрестоматия. /Сост. Сельченок К. В. ­Минск: Харвест, 1998.

6. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

Словарь психологических терминов http://psy.rin.ru/cgi-bin/dictionary.pl

Большой психологический словарь http://www.koob.ru/mesheryakov_b/bolshoy_psihologicheskiy_slovar

Тема 3. Деятельность, мотивация и общение.

1. Понятие «деятельность». Структура, компоненты и виды деятельности.

2. Активность и деятельность.

3. Мотивация: структура и компоненты.

4. Общение: виды, функции, содержание.

5. Взаимосвязь общения и деятельности.

5. Волевые качества человека и проявление воли в достижениях человека.

Вопросы для обсуждения

1. Какие виды деятельности человека вам известны? Перечислите и охарактеризуйте их.

2. В чем сходство и различие учебной и трудовой деятельности?

3. Почему досуг относят к одному из видов деятельности?

4. Какова структура деятельности?

6. Что такое мотивация?

7. Каково влияние мотивов на содержание деятельности?

8. Почему «деятельность» психология рассматривает как способ существования человека?

9. Какие ученые разрабатывали «деятельностный подход»?

Методические рекомендации к изучению темы

1.Выписать и выучить основные понятия темы из толковых словарей и запомнить.

2. Создать позитивное отношение к изучаемому материалу, т.к. он личностно значим;

Самостоятельная работа студентов:

1.Прочитать и законспектировать основные понятия темы.

2.Прочитать и обсудить статью на семинаре: «Понятие деятельности в школе Л.С. Выготского» //Вопросы психологии. 1996г. №..- с.20 -29.

3. Прочитать самостоятельно «Теории мотивации». Ответить на вопрос: « Что общего между рассмотренными когнитивными теориями мотивациями?»

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.:Наука, 1980. — с. 335.

2. А. Н. Леонтьев и современная психология I Под ред. А. В. Запорожца, В. П.Зинченко, О. В. Овчинниковой, О. К. Тихомирова. — М., 1983.

3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999. — с. 356.

4. Давыдов В.В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л.С.Выготского //Вопросы психологии.- 1996.- №5.- с.-20- 29.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1998. — с. 705.­

6. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие для вузов.

7. Выготский Л. С. Собр. Соч.: В 6 т. – Т. 3. – М., 1983.- С. 454- 465.

8. Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М., 2002. – С.123- 134.

Чем по своей сути является психика

В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т. п. С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика», рассмотрим психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Что такое внутренний, или субъективный, опыт? Вы сразу поймете, о чем идет речь, если обратите взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.

Вы видите это помещение и все, что в нем находится; слышите, что я говорю, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Все перечисленное — элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.

Фундаментальное свойство субъективных явлений — их непосредственная представленность субъекту. Что это означает? Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т. п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях.

Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир — это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Эта уникальная особенность субъективных явлений открываться нашему сознанию поражала воображение всех, кто задумывался над психической жизнью человека.

отрывки из книги Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию»

ОБЪЕКТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ ПСИХИКИ.

Психика — это особое свойство высокоорганизованной материи, субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки и активного взаимодействия с окружающей средой, а на уровне человека необходима для управления своим поведением.

Отражение (реагирование) — это результат взаимодействия чего-то с чем-то.

Виды отражения: физическое, биологическое, субъективное (психика).

Развитие психики стоит в прямой зависимости от способности организма отражать те или иные части / условия / факторы среды.

Возникновение чувствительности связано с усложнением их жизнедеятельности. Это зависит от того, что выделяются процессы внешней деятельности, опосредующие отношения организмов к свойствам среды, которые напрямую относятся к их выживанию.

Читайте также:  Сахар под контролем какие продукты нормализуют сахар в крови

Появление раздражимости к воздействиям, выполняющим сигнальную функцию. Так возникает способность отражать внешние воздействия в их объективных связях — психическое отражение. Развитие форм психического отражения происходит в прямой зависимости от развития деятельности животных.

Виды психического отражения на разных стадиях эволюционного развития психики:

1.ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СЕНСОРНАЯ ПСИХИКА (или стадия элементарной чувствительности).

На этой стадии появляется способ-ность реагировать только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Происходит реакция на биологически нейтральные раздражители, т.е. животное способно избегать неблагоприятных условий среды и вести активный поиск положительных раздражителей.

Главная особенность этой стадии, то, что ведущую роль играют заложенные программы поведения и инстинкты, а роль научения минимальна. Появляются только элементарные условные рефлексы (простейшие, от прост. до кольчатых червей, брюхоногие моллюски и самые простейшие брюхоногие).

2.СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ (стадия предметного восприятия).

На этой стадии происходит интеграция отдельных воздействующих свойств в целостный образ предмета. (Отражение внешней действительности в предметные формы.)

Появляются разнообразные и сложные виды двигательного поведения, характерен активный поиск положительных раздражителей, развивается защитное поведение, появляются элементарные формы мышления.

Появляются высокоразвитые и сложные инстинкты. Возрастает роль научения. (Насекомые, рыбы, низшие позвоночные, высший уровень беспозвоночных, птицы млекопитающие.)

3. СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА.

Появляется способность отражать межпредметные связи и отношения.

Особенности поведения на данной стадии:

а) важнейшие исследовательские…
б) способность решать задачу разными способами;
в) способность переноса найденного решения в новые условия (приспособление).

Роль врожденных программ (инстинкт) поведения минимальна. Преимущественна роль индивидуального опыта (научение). (Обезьяны)

4. СТАДИЯ СОЗНАНИЯ.

Отражается:

— окружающий мир (обобщенно в форме понятий, зафиксированных в языке);

— собственный внутренний мир;

— собственное отношение к себе и к миру.

Особенности поведения:

— характерно вербально (словесное) поведение;

— наличие способности к целенаправленной деятельности, а это дает возможность не только приспосабливаться к среде, но и при-спосабливать среду к себе;

— способность к произвольной регуляции своих психических процессов;

— появляется способность к абстрактному, отвлеченному мышлению.

Врожденное практически отсутствует.

Решающую роль играет культурно-исторический опыт, который усваивает человек. (Ощущение, мышление, воображение).

Для человека и животных характерны натуральные психические функции.

Для человека — высшие психические функции.

Нарушения интеллекта.

Интеллектом называется система всех познавательных способностей индивида (в частности – способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности). Для количественного анализа интеллекта используется понятие IQ – коэффициент умственного развития.

Выделяют три формы интеллекта:

  1. вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);
  2. способность решать проблемы;
  3. практический интеллект (умение адаптироваться к окружающей обстановке).

В структуру практического интеллекта входят:

  1. Процессы адекватного восприятия и понимания происходящих событий.
  2. Адекватная самооценка.
  3. Способность рационально действовать в новой обстановке.

Интеллектуальная сфера включает в себя некоторые познавательные процессы, но интеллект не является только лишь суммой этих познавательных процессов. Предпосылками интеллекта являются внимание и память, однако ими понимание сущности интеллектуальной деятельности не исчерпывается. Выделяют три формы организации интеллекта, которые отражают различные способы познания объективной реальности,

в частности в сфере межличностных контактов.

  1. Здравый смысл – процесс адекватного отражения реальной действительности, основанный на анализе сущностных мотивов поведения окружающих людей и использующий рациональный способ мышления.
  2. Рассудок – процесс познания реальной действительности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовок мотивов деятельности участников коммуникации.
  3. Разум – высшая форма организации интеллектуальной деятельности, при которой мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческому преобразованию действительности.

Интеллектуальное познание может использовать следующие способы:

  1. рациональный (требует применения формальнологических законов, выдвижения гипотез и их подтверждения);
  2. иррациональный(опирается на несознаваемые факторы, не имеет строго заданной последовательности, не требует использования для доказательства истинности логических законов).

С понятием интеллекта тесно связаны следующие понятия:

  1. антиципационные способности – способности предвосхищать ход событий и планировать свою деятельность так, чтобы избежать нежелательных последствий и переживаний;
  2. рефлексия—создание представления об истинном отношении к субъекту со стороны окружающих.

Сознание есть высшая форма отражения действительности, способ отношения к объективным закономерностям

Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации.

Мотивация – это процесс целенаправленной организованной устойчивой деятельности (основная цель – удовлетворение потребностей). Мотивы и потребности выражаются в желаниях и намерениях. Побудителем познавательной деятельности человека может быть и интерес, который играет наиболее важную роль в приобретении новых знаний. Мотивация и активность тесно связаны с двигательными процессами, поэтому волевая сфера иногда обозначается как двигательно-волевая.

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Непосредственная память – это способность воспроизводить информацию сразу же после действия того или иного стимула.

Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих действий.

Инертность мышления характеризуется выраженной затрудненностью переключения с одного вида деятельности на другой. Данное нарушение мышления является антиподом лабильности мыслительной деятельности. В этом случае больные не могут изменять ход своих суждений. Такие трудности переключения, как правило, сопровождаются снижением уровня обобщения и отвлечения. Тугоподвижность мышления приводит к тому, что испытуемые не могут справиться даже с простыми заданиями, требующими переключения (с заданиями на опосредование).

Понятие о психике

В предыдущих главах мы рассматривали психологию как современную и мно­гогранную науку. В переводе с древнегреческого «психология» — это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое пси­хика и психические явления? Мы уже говорили о существовании различных то­чек зрения на такой сложный и многогранный феномен, каким является «психи­ка», или «душа». Большинство из них относится или к идеалистическому, или к материалистическому толкованию. В отечественной психологической науке при изучении психических явлений, как правило, исходят с позиций диалектического материализма.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающе­еся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности,

Из данного определения, следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной жи­вой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими воз­можность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение инфор­мации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности являет­ся копией материальных объектов реального мира.

Читайте также:  Острый аппендицит - Клиника 29

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формиро­вания его поведения, что в целом определяет возможность относительно длитель­ного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реаги­ровать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностя­ми. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития пси­хических свойств. В чем заключаются эти различия?

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представ­ляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, уда­ляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движе­ния амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство — раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной ак­тивности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у рас­тений, например, так называемый «тропизм» — вынужденное движение.

Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь на непосред­ственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т. д. Таким образом, мы не ошибемся, если скажем, что живые организмы данного уровня ре­агируют лишь на биологически значимые для них факторы, причем их реагирова­ние по своему характеру реактивно, т. е: живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степе­ни связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организ­мы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. Н, Леонтьева, появление чув­ствительности у животных может служить объективным биологическим призна­ком возникновения психики.

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью яв­ляется то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возмож­ность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды. Однако в этом случае характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низ­кого уровня. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Напри­мер, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его запах или форму и т. д. В дальнейшем в процессе развития органиче­ской материи у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики — способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко раз­витой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализи­ровать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружаю­щих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.

Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внеш­ней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появ­лении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведе­ния.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом, чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него пове­дение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отраже­ния. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определен­ную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезап­ные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществле­ния столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющая­ся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстаю­щих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практиче­скую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зароди­лись в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенно­сти оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружаю­щей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является яд­ром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружаю­щем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и форми­рует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Конечно, поведение человека не всегда соответствует условиям среды. Адекватность поведения человека в значительной степени определяется степенью его критичности.

В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие меж­ду «хорошо» и «плохо». Благодаря критичности у человека формируются идеалы и создается представление о морально-нравственных ценностях. Именно способ­ность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную, инфор­мацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставле­ния, формировать свое поведение отличает человека от животного. Таким обра­зом, критичность выступает в качестве механизма контроля за своим поведением. С другой стороны, наличие столь сложного механизма формирования и опериро­вания психическими образами определяет наличие у человека способности к со­знательной деятельности, проявлением которой является труд.

Читайте также:  Меню ребенка в 9 месяцев 3 правила кормления ребенка до года, желательные и нежелательные продукты

Для того чтобы осознать важность данного умозаключения, попробуем его от­рицать, сказав, что определенные животные также совершают полезные действия. Например, собака — охраняет, лошадь — перевозит дрова, а некоторые животные выступают в цирке, демонстрируя действия, которые на первый взгляд кажутся разумными. Однако все это так только на первый взгляд. Для того чтобы совер­шать столь сложные действия, животному нужен человек. Без участия человека, без его инициирующего начала животное не в состоянии совершить действия, по­хожие на осознанное поведение. Следовательно, деятельность человека и поведе­ние животного различаются степенью самостоятельности. Благодаря сознанию человек действует осознанно и самостоятельно.

Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психи­ки живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происхо­дят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида

(онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

Существует еще один вопрос в исследовании психических явлений, который мы должны осветить в данном разделе. В чем состоят функции психики? Кажется, что ответ на данный вопрос очень прост. Однако ни в одном учебнике психологии вы не найдете на него прямого ответа, потому что на самом деле это один из самых сложных вопросов среди изучаемых современной психологией. Проявления пси­хики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к соци­альным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует ре­шению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произ­ведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.

Видимо, для того чтобы определить все функции психики, необходимо пере­числить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, толь­ко в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и, по сути, являются элементами интегративной функции психики, которая заклю­чается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адапта­ции. Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека. Процесс адаптации человека в определенной степени похож на процесс адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организ­мов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа. У человека построение контакта с внешней средой имеет более сложную структу­ру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов при­роды. Поэтому мы вправе полагать, что адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его суще­ствования в обществе.

Кроме этого, мы вправе предположить, что и регуляция внутреннего состоя­ния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информа­ции об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные измене­ния в протекании психических процессов, т. е. у человека происходит и психиче­ская адаптация.

Существует еще одна проблема научного познания психики, о которой мы уже говорили и на которой вновь должны сосредоточить свое внимание. Это проблема происхождения психики. Чем обусловлено существование такого феномена, ка­ким является психика? Ранее уже говорилось о существовании различных точек зрения в отношении происхождения психики. С одной точки зрения — идеалисти­ческой — психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биоло­гическим носителем души) и имеет божественное происхождение.. С другой точки зрения — дуалистической — у человека существуют два начала; психическое (иде­альное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллель­но и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом. С третей точки зрения — материалистической — феномен психики обусловлен эволюцией живой приро­ды, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

Споры о происхождении психики не прекращаются и по сей день. Это обуслов­лено тем, что проблема происхождения психики является не только одной из са­мых сложных в научном познании, но и основополагающей. Объяснить происхож­дение психики пытаются многие ученые в рамках не только психологической на­уки, но и философии, религии, физиологии и т. д. Сегодня еще нет однозначного ответа на этот вопрос.

В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материали­стической точки зрения, что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на эксперименте. Благодаря экспериментальным исследованиям сегодня мы знаем, что существует определенная взаимосвязь меж­ду биологическим и психическим. Например, хорошо известно, что заболевания или нарушения функционирования тех или иных органов могут отражаться на психике человека. Так, длительный курс лечения с использованием аппарата «ис­кусственная почка» сопровождается явлением временного снижения интеллекту­альных способностей, что связано с накоплением в мозге солей алюминия. После прекращения курса лечения происходит восстановление интеллектуальных способностей.

Следует отметить, что столь сложные психические механизмы, наблюдаемые у человека, стали возможны лишь вследствие длительной эволюции живых орга­низмов, исторического развития человечества и индивидуального развития кон­кретного индивида. В данной главе мы рассмотрим эволюцию психики животных.

Ссылка на основную публикацию
Строение головного мозга у земноводных (амфибии); Мурзим
Мозжечок: анатомия, функции и нарушения Мозжечок (Cerebellum) — это плотное образование размером с кулак, расположенное в основании головного мозга. Он...
Стоматологическая клиника Дента-Эль на метро Отрадное отзывы, фото, цены, телефон, адрес и как добра
Стоматологическая клиника "Дента-Эль" (филиал на ул. Хачатуряна) Адрес 127562, Москва, ул. Хачатуряна, д. 12, кор. 1 , Отрадное район метро...
Стоматологическая клиника Невская Стоматология на метро Елизаровская отзывы, фото, цены, телефон и а
Отзывы про стоматологию Невская Стоматология 3.0 22 отзыва 75 место в рейтинге Адрес г. Санкт-Петербург, ул. Ольминского д.4 Район Невский...
Строение и топография непарной вены и грудного протока у человека и белой крысы с позиций эмбриогене
Сердечное вдавление легкого У человека непарная вена (НВ) проходит с правой стороны от средней линии и грудной аорты, огибает сзади...
Adblock detector