Студопедия — Классификация ЗПР К

Задержка психического развития

Причины возникновения задержки психического развития

К. С. Лебединской в 1980 г. Был предложен свой вариант

классификации ЗПР. В основу данной классификации

легла этиопатогенетическая систематика.

Выделяют 4 основных типа ЗПР:

Все 4 типа имеют свои особенности. Отличительная черта данных типов состоит в их эмоциональной незрелости и нарушении познавательной деятельности. Кроме того, нередко могут возникать осложнения в соматической и неврологической сферах, но основное отличие – в особенности и характере соотношений двух важных составляющих этой аномалии развития: структуры инфантилизма и особенностей развития всех психических функций.

ЗПР конституционального происхождения

При этом виде задержки психического развития эмоционально – волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально – волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов, это может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специальной коррекционной школе.

ЗПР соматогенного происхождения

Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей. При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее становление и обучение этих детей зависит от их состояния здоровья.

ЗПР психогенного характера

Центральным ядром данной формы задержки психического развития является семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья, различного рода психические травмы). Если с раннего возраста на психику ребенка оказывалось травмирующее влияние неблагоприятных социальных условий, то это может привести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативной функции, а следом и психических. В этом случае можно говорить об аномалии в развитии личности. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологическим состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недоразвития.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Этот тип задержки психического развития встречается чаще других. Часто обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности ребенка. У этой категории детей преобладает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы.

На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беременных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт и т.п.

Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью.

Психофизическая характеристика детей с ЗПР

В данное время внимание многих специалистов из областей педагогики, психологии и медицины привлекают дети с не сильно выраженными основами интеллектуальной недостаточности, которая наиболее заметно начинает бросаться в глаза, когда дети поступают в общеобразовательные школы. При обследовании таких детей выяснилось, что основной причиной их не успеваемости и отклонений в поведении являются небольшие органические поражения в головном мозге. В связи с этим, такие психические функции, как речь, мышление, восприятие, эмоции, память и т. п. формируются не только позже, но и несколько иначе.

Если сравнить детей, нормально развивающихся с этой категорией детей, то у вторых отмечается низкий уровень восприятия (данные Б. И. Белого, П. Б. Шошина). Представления об окружающем мире они способны получить только на основе понимания и ощущения свойств и предметов. Дети с ЗПР значительно менее способны принять и переработать поступающие к ним через органы чувств информацию. К особенностям восприятия относится и неспособность ребенка найти необходимую вещь, если он заведомо не знает, где она находится. Такие дети страдают недостатком пространственного восприятия и недостатками в мыслительной деятельности. Для детей с ЗПР представляется трудность целостное восприятие. Детям этой категории с большим трудом удается или вообще не удается вычленить отдельную часть из общего объекта, дорисовать, достроить объект.

Исследования Шошина П. Б. показали, что на быстроту восприятия этой категории детей влияет любое отклонение от их привычных условий жизни. Например, им трудно быстро определить предмет и его свойства, если этот предмет стоит не так, как они привыкли, такое же действие может оказать плохая освещенность, либо одновременная подача нескольких сигналов. Некоторые исследователи отмечают трудности детей с задержкой психического развития в ориентации влево вправо, а также то, что у этой категории детей целенаправленность и поэтапность в обследовании предмета отсутствуют, их действия при этом импульсивны и непоследовательны (Л. В. Кузнецова).

У детей с задержкой психического развития страдает процесс сложно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление у них протекает почти наравне с нормально развивающимися детьми. Наглядно-образное мышление доступно не всем детям, в этой категории есть, дети которые лучше справляются с заданием, а есть те которые не могут в полном объеме его выполнить.

К первому классу дети с ЗПР испытывают трудности в сформированности словесно-логического уровня. Дети не понимают, что в задании главное, что второстепенное. В этом контексте понимания главное для них — речевое наглядно-образное мышление, а не конкретно-понятийное. Эта категория детей отличается еще и инертностью мышления.

По данным некоторых исследователей, у детей с задержкой психического развития особенно выражена низкая речевая активность, несформированность речи и, как следствие, ее отставание. Словарный запас этой категории детей ограничен. У детей недостаточно сформирована сторона фонематического слуха: им трудно различить фонемы. Для этой категории детей характерны также затруднения в логико-грамматическом составе речи. По данным некоторых исследователей, при письме отмечается парография (пропуски букв, их перестановки и замены), имеются трудности в ориентации на листе, иногда встречается зеркальность в написании.

Дети этого вида дефицитарного развития характеризуются эмоциональной нестойкостью, эффективностью (возбудимостью) поведения, неустойчивостью волевых установок, вялостью, апатичностью либо, наоборот, двигательной неограниченностью. Отсутствие самостоятельности, наивности, внушаемости у таких детей сочетается с эмоционально-волевой незрелостью.

У таких детей встречается, напротив, эйфорический фон настроения. Они дурашливы, смешливы, двигательно активны (исследования К. С. Лебединской и др.).

При психопатоподобных состояниях встречаются негативистические проявления, выраженные в повышенной сексуальности, склонности к воровству, бродяжничеству и т. п.

По данным ряда зарубежных исследователей, к главным особенностям личности детей этой группы дефицитарного развития относятся нестойкие эмоциональные процессы, трудности освоения в новом коллективе, частые смены настроения. Детям с недоразвитием эмоционально-волевой сферы неинтересны предлагаемые задания или какая-либо работа, у них отмечается слабость механизмов побуждения к деятельности, нечеткость проделываемой работы, нет четкого плана действий. В связи с этим наблюдается низкий уровень интеллектуальной деятельности.

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С ЗПР

Одной из основных психолого-педагогических проблем является диагностика детей с трудностями в обучении. Дети с задержкой психического развития, пришедшие в школу, начинают испытывать трудности в обучении. У них недостает сформированности некоторых психических функций, умений, навыков, они не успевают за другими учениками, т.к. им не хватает знаний для усвоения, даваемого в общеобразовательной школе материала.

Такие дети без специальной помощи не смогут овладеть общешкольным материалом.

От обычных детей ребенка с ЗПР можно отличить по некоторым особенностям.

Дети с такими отклонениями в психическом развитии очень быстро утомляются, не могут усваивать данный объем работы, у них занижен уровень работоспособности.

Детям с ЗПР трудно принимать и обрабатывать (анализировать) информацию, которая идет от учителя. Для более полного восприятия ему необходимо опираться на наглядные пособия. Трудности возникают и при мыслительной деятельности, т.к. словесно-логическое мышление неразвито.

Дети этой категории испытывают трудности с общепринятыми в школе формами поведения. Они часто задираются, дерутся со сверстниками, не воспринимают школьные правила. Детям с ЗПР сюжетно-ролевые игры недоступны, но ради того, чтобы уйти от трудных заданий, они могут с удовольствием поиграть в более простые игры.

Детям с ЗПР трудно организовывать свою деятельность.

Обучение по программе общеобразовательной школы для них неприемлемо, т.к. их психическое развитие находится на более раннем уровне. Поэтому учителю необходимо понаблюдать за такими детьми, для правильной дифференциации, быть очень терпеливым, чтобы не отправить в специальный класс детей с нормальным развитием.

У детей с ЗПР психическое недоразвитие ярко выражено в снижении обучаемости. Но если таким детям оказать вовремя специальную коррекционно-педагогическую помощь, они в состоянии будут догнать своих нормально развивающихся сверстников.

Читайте также:  Агапурин; инструкция по применению, описание

Ученые сходятся во мнении, что диагностику нужно проводить в психолого-педагогическом аспекте. Не у всех детей этой категории выражен неврологический статус, но в то же время имеются некоторые признаки, напоминающие легкую дебильность. Однако неврологическая симптоматика остаточного характера быть главной в диагностике ЗПР не может, т.к. она может быть похожа на симптоматику у нормально развивающихся детей при некоторых перенесенных заболеваниях. В этом случае лучше проводить диагностику в психолого-педагогическом плане. При диагностике задержки психического развития нужно обратить внимание на то, как ребенок выполняет задание самостоятельно и как ему это удается сделать при помощи взрослого. Дети такой категории справляются с заданием при содействии учителя намного быстрее и эффективнее, это отличает их от умственно отсталых детей, и при диагностике на этот факт следует обратить внимание.

Если главным признаком является недостаток памяти, внимания, перехода и скорости психических процессов, то ставится диагноз ЗПР (Т.В. Егорова).

Но некоторым детям окончательно диагноз можно поставить только после психолого-педагогического наблюдения во время обучения в младших классах общеобразовательной школы.

Также к одной из ступеней диагностики можно отнести значительно низкий уровень игровой деятельности (в отличии от сверстников). Им не под силу сюжетно-ролевые игры, они не способны выбрать тему без вмешательства взрослых, в сюжетно-ролевой игре они не могут распределить роли. Возникают трудности и с соответствием плану игры (сценарию).

Но если детей с ЗПР сравнить с умственно отсталыми детьми, то увидим, что дети с ЗПР всегда адекватны в своих действиях и с какой-либо игрушкой играют в соответствии с ее назначением.

Прогноз и эффективность педагогического воздействия на детей ЗПР

Прогностические данные при задержке психического развития зависят от клинической картины ЗПР. Т.А, Власова отмечает, что наличие стабильности ЗПР « различно в зависимости от того, лежат ли в их основе эмоциональная незрелость (психический инфантилизм), низкий психический тонус (длительная астения) либо нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитарностью отдельных корковых функций » Астанов В.М. Хрестоматия: Дети с нарушениями развития. Как известно, задержка психического развития проявляется в недостатке функции в рамках интеллектуальной деятельности. В ее основе лежат нарушения в сфере психического развития вследствие тех или иных причин (инфекционные заболевания, травмы и т.д.). Поэтому, чтобы помощь ребенку оказывалась в правильном направлении, очень важно верно дифференцировать данный прогноз от других форм интеллектуальной недостаточности. Данные выводы наших исследователей показывают, что детям с задержкой психического развития во всех ее клинических проявлениях можно помочь при определенной коррекционно-педагогической работе с ними (Астанов В.М. Хрестоматия: Дети с нарушениями развития).

Для этой категории детей создаются специальные коррекционные школы VII вида. Поступление детей в данные школы возможно только при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей либо опекунов ребенка. Прием детей по возрасту происходит таким образом: если ребенок до поступления в коррекционную школу обучался в массовой школе с 6-летнего возраста, то он принимается в 1-й класс данной школы, а если с 7 лет пошел в общеобразовательную школу, то зачисляется во 2-й класс коррекционного учреждения. Если же ребенок показывает неспособность к освоению программы массовой школы и не обучался в ней, то он зачисляется в 1-й класс коррекционной школы данного вида с 7-летнего возраста со сроком обучения 5 лет. Для более успешной работы преподавателя в классе должно быть не более 12 человек.

В ходе коррекционно-педагогической работы детям с задержкой психического развития должна оказываться помощь в познании окружающего мира. Преподавателю необходимо индивидуально подходить к каждому ученику, чтобы, понять, где его слабое место, и затем еще раз объяснить, показать и донести до ученика не понятый им материал. Также учителю необходимо учитывать время работоспособности детей, зачастую утомление наступает очень быстро и , как следствие, материал ими усвоен в полном объеме не будет.

В данных школах дети обучаются по базовым учебным предметам — таким, как развитие речи, русский язык, математика, ритмика, труд – и предметам, предусматривающим знакомство с окружающим миром.

Кроме учебной коррекционной работы проводится и лечебно-профилактическая работа с данными детьми. Она включает различные лечебно-физкультурные занятия.

Вся учебно-воспитательная работа в данной школе должна основываться на принципах коррекционной педагогике и понимания первопричины отклонений в психическом развитии у этих детей, должна обеспечиваться подготовка в личностно-развивающей сфере ребенка. При правильно организованном подходе к каждому ребенку такие дети способны на значительный прогресс в знаниях, умениях и навыка. (А.Д, Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. Основы коррекционной подготовки).

Положительная динамика дает возможности детям нормально адаптироваться в обществе.

Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Ермолова 137, МОУ СОШ № 9

Задержка психического развития и вспомогательные нетрадиционные способы преодоления ее.
консультация на тему

Задержка психического развития

и вспомогательные нетрадиционные способы преодоления ее.

  1. Актуальность темы: задержка психического развития — один из наиболее распространенных психических недугов, который из медицинского диагноза перерастает в широкую социально-демографическую проблему.
  2. Статистика: В 1980-1981 учебном году существовало 4 специальных школы для детей с ЗПР, в которых обучалось до 1 тысячи учащихся, к 2001-2002 учебном году количество таких школ увеличилось до 122, а количество учащихся возросло до 19 тысяч. В 2011-2012 учебном году количество детей с ЗПР составило 40 тысяч (по данным Баенской).
  3. Определение: Заде́ржка психи́ческого разви́тия — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
  4. Основные нарушения при ЗПР:
  • развитие мышления, памяти, внимания, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы;
  • неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности;
  • преобладание игровых интересов;
  • неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания;
  • неспособность к умственному усилию и напряжению;
  • недоразвитие произвольных видов деятельности.
  1. Классификация ЗПР по Лебединской:

В 50 — х годах ХХ века в соответствии с новой политикой нашего государства (необходимы были высоко квалифицированные кадры) усложняются учебные программы, следовательно, появляется огромное количество неуспевающих и большая часть дети с ЗПР. Уже в 70 — х годах ХХ века дети с задержкой психического развития начинают изучаться такими учеными как: Сухаревой Груней Ефимовной, Лебединской Кларой Самойловной, Шевченко Светланой Гавриловной, Лубовским Владимиром Ивановичем. Именно тогда вводится определение ЗПР, основные особенности и этиологическая классификация. ЗПР – это задержанный темп созревания психики, проявляющийся на ранних стадиях обучения (до поступления в детский сад отклонение незаметно).

Существует общепринятая классификация К.С. Лебединской, в основе которой лежит причина возникновения задержки психического развития, то есть, классификация можно считать этиологической.

1.ЗПР конституционального происхождения.

По-другому данный тип можно называть – гармонический инфантилизм. У детей данного типа наблюдается:

  • Эмоционально – волевая сфера находится на более ранней ступени развития.
  • Мотивы зависят от эмоций (хочу делаю, хочу нет).
  • Повышенный фон настроения.
  • Непосредственность и яркость эмоций.
  • Легкая внушаемость.
  • Незрелость личности ребёнка.
  • Нет своей жизненной позиции (склонен часто менять точку зрения)

Задержка развития проявляется не только в психологическом плане, но и в физиологическом.

Такие дети: маленькие, щупленькие.

Данный тип редкий, из – за этого сложно диагностируемый, но в отличии от других типов, легкий и может пройти к концу обучения в начальной школе.

2. ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип обусловлен длительной соматической недостаточностью (аллергия, врождённые пороки развития, неврозы и т.д). Любые физиологические недостатки сопровождаются и психическими отклонениями.

У детей данного типа наблюдается:

  • Неуверенность в своих поступках
  • Боязливость (такие дети могут бояться отвечать у доски, брать на себя любую ответственность)
  • Низкий уровень коммуникативной сферы.

Кроме медикаментозного лечения такие дети нуждаются и в психологической поддержки со стороны семьи и педагогов.

3. ЗПР психогенного происхождения. Данный этап связан с неблагоприятными условиями воспитания. Неблагоприятные условия окружающей неблагоприятно влияют на психику ребенка и могут привести к стойким сдвигам психологической сферы. Такие дети очень ранимы, неуверенные в себе, у них могут наблюдаться фобии и неврозы.

4. ЗПР церебрально – органического происхождения. Более 90% дети такого типа. Данный тип очень сложно корректируемый. У детей данного типа наблюдается: инфантильное или демонстративное поведение; критичность суждений; низкий уровень развития познавательной и эмоциональной сферы. Дети отстают в программе по обучению.

  1. Причины ЗПР

Причинами задержки психического развития могут быть тяже­лые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, тяжелые заболевания, особенно в раннем возрасте недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуаль­ная особенность развития ребенка («церебрастенический инфан­тилизм» — по В.В.Ковалеву), тяжелые эмоциональные расстрой­ства невротического характера, связанные, как правило, с край­не неблагоприятными условиями раннего развития. В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребенка происходит как бы приостановка или искаженное развитие определенных структур коры головного мозга. Очень большое, а иногда и решающее значение здесь имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается малыш. Здесь на первом месте стоят дефицит материнской ласки, человеческого внимания, недостаток ухода за малышом. Именно по этим причинам так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в детских домах, круглосуточных яслях. В таком же тяжелом положении оказываются и предоставленные сами себе дети, воспитывающиеся в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочный образ жизни.

Читайте также:  Выделения у женщин норма и патология

По данным Американской ассоциации по изучению повреж­дений мозга, среди детей с трудностями в обучении до 50 % со­ставляют дети, которые получили травму головы в период от рож­дения до 3—4 лет.

Известно, как часто падают маленькие дети; нередко это бы­вает, когда нет взрослых поблизости, а иногда и присутствующие взрослые не придают особого значения таким падениям. Но, как показали исследования, недавно проводившиеся Американской ассоциацией по изучению повреждений мозга, такое, казалось бы, небольшое травматическое повреждение мозга в раннем дет­стве может привести даже к необратимым последствиям. Это бы­вает в случаях, когда возникает сжатие ствола мозга или растяже­ние нервных волокон, которое может проявляться в более выра­женных случаях на протяжении всей жизни.

  1. Пути преодоления ЗПР: хромотерапия, рыдающее дыхание, использование хаст.
  2. Хромотерапия

Хромотерапией еще в древности занимался Авиценна, Аристотель, Леонардо да Винчи. Целители Аюрведы считают, что волновые вибрации основных цветов оказывают восстанавливающее действие на те или иные функции организма, нормализуя их деятельность.

В основе хромотерапии лежат два механизма воздействия цветовой гаммы на человека: через глаза и через кожу. Цвет действует на людей даже с завязанными глазами. В среде огненно-красного цвета пульс у них учащается, в среде различных оттенков синего замедляется, а пациентом овладевает сонливость.

Существует три метода применения цвета для лечения

Метод 1. В зависимости от органа, на который направлено лечение, возьмите лист бумаги размером примерно 40-40 см, окрашенный в нужный вам цвет. Сядьте на расстоянии 1 – 1,5 м от него и смотрите на лист в течение 10-15 минут. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы глаз зафиксировал цвет, передал сигнал мозгу, оттуда он поступил в центральную нервную систему, а от нее – к тому органу, на который цвет оказывает наиболее сильное воздействие.

Метод 2. Это более простой способ. Но подойдет он для тех, кто обладает хорошо развитым воображением. Сядьте, закройте глаза и постарайтесь представить, что помещение, в котором вы находитесь, окрасилось в тот цвет, который необходим вам для воздействия на выбранный орган. Можно представлять цвет в виде зрительных образов, таких как синее море, голубое небо, зеленая трава, оранжевый апельсин и т.д. Такая цветовая медитация должна продолжаться от 10 до 20 минут.

Метод 3. Можно приобрести в магазине цветные лампы и по мере необходимости вкручивать лампу нужного вам цвета в любой источник света (например, в настольную лампу). Другие источники света при этом должны быть выключены. Таким методом можно пользоваться в течение 2-3 часов, занимаясь при этом любым делом.

Перейдем к краткому описанию каждого цвета.

Синий цвет стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли.

Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.

Фиолетовый цвет угнетает психические процессы, снижает настроение.

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта, оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.

Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма

Розовый цвет оказывает тонизирующее воздействие.

Желтый цвет вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия Белый включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости. Белый оказывает тонизирующее действие на организм человека и эффективно используется для оживления любого другого цвета.

Я использую хромотерапию на групповых и индивидуальных занятиях в виде лава ламп, цветных карточек, цветных стеклышек, карандашей, красок. Дети смотрят на необходимый цвет, он подбирается индивидуальное с учетом характера ребенка, его настроения, эмоций и вида нарушений.

Цели хромотреапии: совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие общей и мелкой моторики. Обучение детей расслаблению, нормализация кровообращения, развитие ВПФ.

  1. Рыдающее дыхание.

Автор этой методики Вилунус Юрий Георгиевич.

Суть методики в постепенной выработки длительного выдоха (т.т. вдох остается коротким и выдох в 3 раза длиннее).

  • При рождении у 90 % детей уже неправильное дыхание, т.е. выдох короткий, причина этому слабые мышцы легких.
  • В условиях неправильного газообмена кислород соединяется с гемоглобином и не отсоединяется от него, вследствие этого кислород не доставляется в клетки органов. В органы попадает лишь небольшая часть кислорода, недостаточная для их нормальной работы.
  • Суть методы: два вида дыхания- поверхностное и умеренное.
  • ПОВЕРХНОСТНОЕ: ВДОХ НА ВСХЛИПЫВАНИЕ, ВОЗДУХ ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ ВО РТУ, ВЫДОХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ 4 СЕКУНДЫ, ПАУЗА 3 СЕКУНДЫ.
  • УМЕРЕННОЕ ДЫХАНИЕ: ВДОХ НА ВСХЛИПЫВАНИЕ, ВОЗДУХ НАПОЛНЯЕТ ВЕРХНЮЮ ЧАСТЬ ЛЕГКИХ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫХ ВЫХОД 4 СЕКУНДЫ, ПАУЗА 3 СЕКУНДЫ.

Такое дыхание в течение 3 месяцев приносит положительные результаты: дети активно запоминают и используют материал, изучаемый на занятиях, становятся более активными, реже болеют, обучаются концентрировать свое внимание, не отвлекаются на занятиях.

Использовала я его на индивидуальных занятиях, так как оно требует полной концентрации педагога на ребенке, во избежание ошибок при его выполнении.

  1. Один из распространенных спо­собов оздоровления в Индии — муд­ры. Для того, чтобы практиковать их, требуются специальные условия. Хасты (опреде­ленные комбинации пальцев), вы можете научить детей выполнять не только на своих занятиях, но и во время про­гулки, в метро.

Что могут мудры:

•мудра помогает обрести внутреннюю силу и душевное спокойствие;
•мудра устраняет хроническую усталость и чувство тревоги;
•мудра значительно улучшает эмоциональное состояние человека;
•мудра избавляет от страха и гнева;
•мудра способствует покою в сознании;
•мудра облегчает и излечивает многие заболевания;
•мудра благотворно воздействует на весь организм человека.

Большинство хаст дает немедленный эффект — вы тотчас ощутите прилив сил, ясность ума, умиротворение. Хасты выполняются одновремен­но двумя руками, без напряжения. Положение тела при этом должно быть свободным. Спина — прямая, голова приподнята. Пальцы жела­тельно направлять вверх. Поза фиксируется в течение 20-30 секунд (двух-трех циклов дыхания).

Я использую в основном две хасты в коррекционной работе с детьми:

Указательный палец соединить с подушечкой большого пальца. Остальные три пальца прямые, но не следует их напрягать. Хаста благотворно влияет на работу мозга, улучшает память и способствует развитию концентрации, снимает эмоциональное напряжение, устраняет тревогу, страх, беспокойство, позволяет быстро выйти из депрессии.

Образ Будды Шакья-Муни – один из самых известных и распространенных на Востоке. Его, как правило, изображают восседающим на троне из алмазов, и он достиг просветления.

Выполнение подобной хасты благотворно влияет на организм человека в случае, если имеется сосудистая патология головного мозга и депрессия.

Выполняется она достаточно просто. Необходимо соединить безымянный и указательный палец на правой руке с одноименными пальцами на левой руке. Средние пальцы и мизинцы обеих рук также соединены, их не сгибают. Большие пальцы смыкаются боковыми поверхностями, руки свободно расположены и не напряжены.

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.-М., 1973.
  2. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1984.
  3. Забрамная С. Д От диагностики к развитию. — М., 1998.
  4. Золотарев. Ю.Г. Целительные мудры. Практические советы самооздоровления и самоспасения. Опыт применения. — СПб, 2002 .

5) Сельченок К. Новое цветолечение.-М., 2007.

§ 1. Психологические особенности детей с задержкой психического развития

Краткое содержание. Феноменология задержки психического развития. Основные классификации. Представления зарубежных исследователей: понятия ММД и СДВГ. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.

Основные понятия: задержка психического развития; конституциональный инфантилизм; соматогенная форма; психогенная форма; церебрально-органическая форма; малая мозговая дисфункция; синдром дефицита внимания с гиперактивностью; нравственное развитие; эмоционально-личностное становление ребенка.

Феноменология задержки психического развития. Основные классификации

Первоначально проблема задержки психического развития получила отражение в отечественных исследованиях клиницистов. Термин «ЗПР» был предложен Г. Е. Сухаревой (Сухарева Г. Е., 1955) и характеризуется исследуемый феномен, прежде всего, замедленным темпом психического развития и личностной незрелостью, вызванными негрубой патологией мозга. Комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 1960-е годы.

Систематическое клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР, проведенное в 1970-е годы, позволило разработать классификацию типов ЗПР. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были представлены в книге Т. А. Власовой и М. С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии» (Власова Т. А., Певзнер М. С., 1973). Авторы выделяют две основные формы ЗПР: задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом, и задержку психического развития, обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

Читайте также:  Папилломы в заднем проходе возле и около, диагностика, лечение и удаление

В отечественной психиатрии классификация ЗПР строится на этиопатогенетическом принципе, форма ЗПР определяется причиной ее возникновения.

Так, В. В. Ковалев выделил следующие формы ЗПР: дизонтогенетическая, энцефалопатическая, ЗПР в связи с недоразвитием анализаторов и культуральная форма, обусловленная социальной депривацией и педагогической запущенностью (Ковалев В. В., 1977).

Важным этапом в изучении феномена ЗПР стали исследования К. С. Лебединской и ее группы в 1970-80-е годы.

Исходя из этиологического принципа, ею были выделены основные варианты ЗПР, которые и сегодня являются наиболее продуктивными для понимания психологии детей с проблемами в развитии и оказании им психологической помощи. К. С. Лебединская (Лебединская К. С., 1980) различает четыре основных варианта ЗПР:

– задержку психического развития конституционального происхождения;

– задержку психического развития соматогенного происхождения;

– задержку психического развития психогенного происхождения;

– задержку психического развития церебрально-органического генеза.

При ЗПР конституционального происхождения инфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения. Эмоциональная сфера этих детей находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более младшего возраста. В силу незрелости эмоционально-волевой сферы ребенок склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами. Вследствие этого интеллектуальная продуктивность имеет зависимость от мотивации. В поведении у таких детей преобладают эмоциональные реакции, игровые, а не учебные интересы. Недостаточная целенаправленность, незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в особенностях их интеллектуальной недостаточности. В первом классе школы у этих детей иногда возникают сложности, связанные с малой направленностью на длительную интеллектуальную деятельность и с истощаемостью внимания. Психофизическая незрелость выступает в виде несформированности или недифференцированности ценностных ориентаций. Для данной категории детей характерно преобладание установки на удовольствие.

Классификация ЗПР (по К. С. Лебединской)

При ЗПР соматогенного происхождения также отмечается эмоциональная незрелость, однако она обусловлена длительными, нередко хроническими заболеваниями. Имеющиеся у детей заболевания приводят к резкому снижению психического тонуса. Хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в своих силах. В школе дети данной группы испытывают сложности при адаптации к новой среде. У них наблюдается неустойчивое внимание, снижение объема памяти, нарушение динамики мыслительной деятельности. Им требуется постоянное руководящее воздействие, без которого они становятся пассивными и безынициативными.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующего фактора возникают стойкие сдвиги нервно-психической сферы ребенка, обусловливающие патологическое развитие личности в целом, и в первую очередь способствующие патологии эмоционального развития. В качестве основного психотравмирующего фактора выступает алкоголизация родителей. Данная категория детей постоянно находится в условиях эмоциональной депривации. Однообразие социальной среды и бедность контактов детей, воспитывающихся в условиях детского дома, а также в асоциально-попустительских семьях, приводит к инфантильности установок и отношений. В условиях гиперопеки психогенная задержка эмоционального развития проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию. В условиях, где преобладают жестокость или авторитарность, у ребенка может проявляться отсутствие инициативы, самостоятельности, а также робость и неуверенность. Закрепление негативных черт характера приводит к состоянию хронической дезадаптации. У многих детей данной группы наблюдается выраженное снижение познавательной активности.

ЗПР церебрально-органического генеза имеет наибольшую значимость для клинической и коррекционной психологии ввиду определенной схожести данной формы с умственной отсталостью. Это сходство определяется органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза.

Данная форма ЗПР значительно чаще связана с более поздними, экзогенными повреждениями мозга, воздействующими в период, когда нет опасности грубого недоразвития основных мозговых систем. Интеллектуальная недостаточность в данной группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта вследствие остаточных явлений органического поражения головного мозга, вызванного мозговыми инфекциями и травмами. В сравнении с другими формами ЗПР здесь наблюдаются выраженная замедленность процессов приема и переработки сенсорной информации, снижение объема памяти во всех модальностях, разнообразные нарушения речи. В структуре ЗПР церебрально-органического генеза почти всегда имеются энцефалопатические расстройства, свидетельствующие о повреждении нервной системы. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у детей этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявления которых оказываются более глубокими, чем при других вариантах ЗПР. Такие дети долго усваивают правила взаимоотношений, что мешает формированию их коммуникативных навыков. В ряде случаев они демонстрируют неадекватные происходящему реакции.

В специальной педагогике и психологии накоплены ценные сведения о клинических особенностях детей с ЗПР различных форм. Этой проблеме посвящены работы Т. А. Власовой, Ю. Г. Демьянова, В. В. Ковалева, К. С. Лебединской, В. И. Лубовского, И. Ф. Марковской, М. С. Певзнер и др.

Представления зарубежных исследователей: понятия ММД и СДВГ

Изучением проблем аномального психического развития занимались и зарубежные исследователи.

Работа А. Strauss и L. Lehtinen (Strauss A., Lehtinen L., 1947) явилась началом рассмотрения отставания в детском развитии как следствия минимальных органических повреждений мозга. Ведущими клиническими синдромами малой мозговой дисфункции (ММД) считается нарушение познавательной деятельности и поведения.

В литературе отмечается, что характерной особенностью этих детей является эмоциональная лабильность, которая проявляется в быстрой смене настроения. Поведение детей отличается недостаточностью самоконтроля, склонностью к аффективным взрывам с агрессивностью. В качестве общих психологических особенностей детей с ММД выделяют малый объем внимания и выраженную отвлекаемость, низкую психическую активность, недостаточность сенсомоторной координации и интеграции, нарушения речи, нарушения тонкой моторики и координации движений (Ayres A., 1977; Baroff G.S., 1991; Batshaw M., 1997 и др.).

Специфической характеристикой детей этой группы считаются характерные затруднения в обучении. Большинство авторов отмечают более низкие показатели IQ у детей с ММД. В частности, I. Meier (Meier I. H., 1976) проводит анализ отклонений в развитии детей и трудностей их обучения, показывая взаимосвязь и взаимодействие между данными процессами. Однако лонгитюдные исследования показали, что дети, имеющие невысокий показатель IQ, могут хорошо функционировать в различных ситуациях вне школы (Campione J. C., Brown A. L., Ferrara R. A., Jones R. S. & Steinberg E., 1985). Американская ассоциация людей с ЗПР определяет измерение ума как существенный компонент для диагноза ЗПР, но также считает измерение адаптивного поведения главным в определении статуса ЗПР. Например, Simmons H. (Simmons H. E., 1980) в определение ЗПР включает субнормальное умственное функционирование и дефицит в адаптивном поведении. С его точки зрения, дети с одинаковым уровнем интеллекта могут сильно различаться в адаптации и социальных навыках.

Ряд зарубежных психологов и педагогов выделяют социальную и культурную депривацию как причину трудностей в обучении. По их мнению, неблагоприятные условия жизни и воспитания детей нарушают их сенсорное и эмоционально-волевое развитие, затрудняют общение с окружающими, и на этой основе задерживается как умственное развитие, так и формирование личности в целом (Лангмейр Й, Матейчик З., 1984; Тарнопол Л., 1975; Deaux K., 1991; Goleman D., 1995; Oatley K., Jenkins J.M., 1996 и др.).

Таким образом, в зарубежной литературе термин ММД включает сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний нервной системы у детей.

Начиная с 80-х годов XX века еще одна форма нарушений, обусловленная нарушением функций центральной нервной системы ребенка и имеющая сходную картину симптомов с ЗПР, выделяется как самостоятельное заболевание. Оно занесено в МКБ-10 под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). На современном этапе исследователями выделяются и рассматриваются три основные группы факторов, детерминирующих СДВГ: раннее повреждение центральной нервной системы, связанное с негативными влияниями на развивающийся мозг различных форм патологии течения беременности и родов, генетические факторы и социальные факторы. Причины, составляющие выделенные факторы, уже встречались ранее при описании этиологии ЗПР.

Изучению проблемы СДВГ особое значение придается за рубежом (Barkley R. A., 1990; Murphy D. J., Hope P. L., Johnson A., 1997; Pliszka S. R., 1998). Целенаправленные исследования в России проводятся с середины 90-х годов XX века (Брязгунов И. П., 1994; Платонова А. Г., 1996; Заваденко Н. Н., 2000; Сиротюк А. Л., 2005 и др.).

В основе СДВГ, как отмечает большинство исследователей, лежат функциональная незрелость или нарушения работы подкорковых структур головного мозга и лобных областей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Строение головного мозга у земноводных (амфибии); Мурзим
Мозжечок: анатомия, функции и нарушения Мозжечок (Cerebellum) — это плотное образование размером с кулак, расположенное в основании головного мозга. Он...
Стоматологическая клиника Дента-Эль на метро Отрадное отзывы, фото, цены, телефон, адрес и как добра
Стоматологическая клиника "Дента-Эль" (филиал на ул. Хачатуряна) Адрес 127562, Москва, ул. Хачатуряна, д. 12, кор. 1 , Отрадное район метро...
Стоматологическая клиника Невская Стоматология на метро Елизаровская отзывы, фото, цены, телефон и а
Отзывы про стоматологию Невская Стоматология 3.0 22 отзыва 75 место в рейтинге Адрес г. Санкт-Петербург, ул. Ольминского д.4 Район Невский...
Строение и топография непарной вены и грудного протока у человека и белой крысы с позиций эмбриогене
Сердечное вдавление легкого У человека непарная вена (НВ) проходит с правой стороны от средней линии и грудной аорты, огибает сзади...
Adblock detector