Сын подросток 17 лет хочет уйти жить с девушкой

Зачем ребёнку подростковый кризис?

Подростковый возраст, кризис подросткового возраста – как часто мы слышим эти слова, как много написано добрых советов как поступать в этот период учителю, родителю. Хочу представить вам статью Ковалевой Натальи Владимировны, психотерапевта, члена ECPP — the Europian Confederation of Psychoanalytical Psychotherapia (Вена, Австрия), члена правления Русского психоаналитического Общества детских и подростковых глубинных психотерапевтов (Москва, Россия), в которой она рассматривает наиболее важный, на мой взгляд, вопрос: Зачем ребёнку подростковый кризис?

Почему у подростков возникают депрессия или анорексия, признаки сексуальной ненормальности или насилие? Почему подросток лежит всё время, и его ничего не радует? Почему в семье, где ребёнку исполняется 11–12 лет, начинают происходить невероятные конфликты по поводу учёбы, краж, безделья, беспорядка и этот ад для родителей продолжается несколько лет? Ребёнка подменили?

Вовсе нет. Поздравляю! Ваш ребёнок ступил на дорогу взросления, которая, как ни странно, начинается с возврата в детство. Подростковый возраст — это фаза развития человека, в которой происходит трансформация личности на телесном и психическом уровнях. Это период перехода между детством и взрослостью считается нормальной кризисной ситуацией.

Подросток должен пройти несколько периодов переходного возраста и решить всего лишь 4 задачи:

  • Отделение от родителей (сепарация) (Я) − (10–12 лет).
  • Индивидуация (Кто я? Какой я?) − (12–14 лет).
  • Образование новых связей (За кого я? Кто за меня?) − (14–17 лет).
  • Интеграция новой целостности себя, выбор жизненного пути (С кем я? Кто со мной?Какова моя роль?) − (17–21 год).

Что происходит в раннем подростковом возрасте (10–11 лет)? Здесь две главные вещи: это тело и родители. В этот период подросток сталкивается с первыми проблемами: изменение скорости мышления, изменение почерка в худшую сторону, появление запаха от тела. Каждое утро нужно привыкать к «новым» габаритам тела и отражению лица в зеркале, к пальцам, к координации движений, к скорости мышления (которая почему-то начинает падать), а влечения и желания нарастают. Все эти изменения раздражают, пугают, а затем просто злят ребёнка. Подросток вынужден ежедневно учиться почувствовать границы своего тела, принимать «новое» тело и верить, что этот образ сегодня примут другие, что сегодня не скажут «Ты неуклюжий», «У тебя что руки-крюки?», «Ты что тупишь?», «Ты безобразно стал писать», «Ты что так воняешь?»…, что его поддержат и поймут.

Принятие образа тела долгий и внутрипсихически очень сложный процесс. Он длится от 11 до 21 года и течёт у каждого подростка индивидуально.

Одновременно с телесными изменениями начинается изменение отношений с окружающими и, прежде всего, страдают родители. Подросток буквально атакует родителей, сталкивает их с пьедестала. Родители перестают быть важными внутрипсихическими фигурами в жизни подростка. Как подростку можно психически отделиться от родителей? Инструментов для выбора у подростка немного. Самый привычный — агрессия.

Агрессия сразу даёт расстояние между людьми. Агрессия — лучший способ отделения от родителей. Есть разнообразные способы использовать агрессию: непослушание, восстание, байкот, противоправное поведение, проверка родителей «на вшивость», атака на требования, манипуляции, откровенное обесценивание, символическое «убийство» родителя (удаление из друзей в социальной сети, удаление из списка контактов телефона, сброс звонка и пр.).

При этом физически подросток ещё зависим от родителя, он не готов в полной самостоятельности. Поэтому агрессия периодически сменяется другим видом поведения − регрессия. Регрессия — это возврат к раннему возрасту (обычно период от рождения до 5–6 лет), где с ребёнком происходили хорошие события или была психотравма (к точкам фиксации). И тогда подросток вдруг становится беспомощным, чувствует себя одиноким, одолеваемым различными страхами и тревогами, горюющим о потере чего-либо и пр.. В такие моменты агрессия к родителям проявится так же, как это делает ребёнок 2–5 лет. Так чередуется у подростка, то агрессия, то регрессия. Родители на это поведение подростка чаще отвечают раздражением, страхами и тревогами.

Не забывайте, что сепарация − это нормально для подростка. Его задача в данном периоде — психически отделиться от родительских фигур, выделить своё «Я». Если сепарации не происходит, то подросток задержится на данной стадии, так и не научившись говорить «Я», «Я решил», «Я хочу», постоянно звонит родителям, живёт с родителями до преклонных лет, ничего не может самостоятельно решить и стыдится своего отделения от родителей. Если процесс отделения прошёл благополучно, то начинается процесс индивидуации (12–14 лет). Подросток теряет образ прежнего себя. Первым показателем этой стадии является потеря чувства времени.

Важная задача этого периода заключается в том, чтобы создать новую концепцию самого себя. Как писала Франсуаза Дольто «…ребёнок умирает, чтобы вновь родится взрослым». Изменения рождают в психике горевание о потере стабильного образа себя, горевание об окончании детства. Французский психоаналитик М. Лауфер определяет это период как период горевания о себе, о детстве. Здесь регрессия (как психическая защита) возникает чаще. В этот период активируются все психологические непроработанные травмы периода от 20-ой недели беременности до 6-летнего возраста. Эти травмы мешают подростку развиваться, учиться, налаживать отношения с собой и окружающими. В этот период подростку свойственно обращаться к фильмам ужасов, черепам, чёрным силуэтам людей и т.д. Подросток может буквально лежать, отвернувшись к стенке, или слушать безумно громкую музыку, прыгать с крыш гаражей, цепляться за трамваи во время движения…как будто подросток хочет заглушить в себе ту боль души, которая у него есть, и о которой ему не с кем поговорить. Во многих семьях обычно не принято проявлять эмоции, плакать, говорить о том, что на душе в силу неумения контейнировать родителями деструктивное и очень страшное. Ад в психике подростка очень перекликается с непроработанными подростковыми переживаниями у самих родителей. Столкнуться со своим внутренним миром родителю очень страшно, ведь там столько боли и своих травм, которые активирует подросток.

И здесь важно не просмотреть подростковую депрессию, особенность которой заключается в том, что подросток может смеяться, радоваться, очень бурно и активно чем-то заниматься. И как будто на ровном месте вдруг возникает суицид.

Нейрологические исследования доказали, что во время раннего и среднего периода подросткового возраста каждую секунду теряются примерно 30 тысяч синапсов головного мозга и образуются новые. Этим исследователи объясняют рассеянность, снижение концентрации внимания, нарушение памяти, сонливость, нежелание что-либо делать. Кроме того, головной мозг начинает вырабатывать гормоны. Но так как эта система ещё только включается, то не нужно ждать, что гормональная система работает как часы и выброс гормонов в кровь точна как у взрослого человека. Это постоянно меняющиеся показатели, которые подросток ощущает буквально всем телом. Это состояние постояннойдезориентированности. Так же начинается выработка окситоцина. Для всего живого на Земле — это базовый гормон любви. Соответственно, активируется страх потери любви, страх потери объекта. Корни этих страхов лежат далеко в раннем детстве. И если есть ранняя психотравма, то сила страхов у подростка в разы выше.

Представьте себе ваш дом, в который пришли строители и ежечасно кардинально полностью его меняют. Как бы вы себя чувствовали? Нет никакой стабильности, постоянно что-то меняется, атакуют желания и влечения, и это вызывает уже неподдельный страх за свои границы — страх исчезновения, страх смерти. Чтобы чувствовать себя живым, подросток станет экспериментировать с порезами себя. Увидеть текущую кровь — показатель «Я живой». Чтобы чувствовать себя живым, подросток может всячески будоражить весь дом, если родители безэмоциональны, холодны, предсказуемы, на лицах родителей нет мимики, а в семье нет событий. Будоражит школу, создавая события. События для подростка — показатель жизни. В этот период подросток может много часов проводить за компьютером. Это заменитель событий, который приносит радость, удовольствие победы, пусть и виртуальной.

Именно в период 12–14 лет «Я» подростка становится уязвимым и хрупким. Подросток начинает искать своё отражение не в глазах мамы и папы, а в глазах своих сверстников, внешнего окружения. Он ищет на вопрос «Кто Я?». Ответ: «Я парень», «Я девушка». Идёт принятие своей гендерной роли. У мальчиков и девочек это происходит по-разному. Девушка должна принять свою женственность, юноша свою мужественность. И этот процесс зависит от многих аспектов: наличие насилия со стороны мамы и папы, конкуренция с родителями, принятие ребёнка сыном или дочерью и многое другое.

Читайте также:  Панариций причины и симптомы, диагностика, лечение и профилактика

Подросток, который испытывают сильное чувство ярости, отрицания, рвёт отношения с друзьями, употребляет алкоголь, находится в очень опасном состоянии. Но, в то же время, эта опасность, негативизация, даёт ему возможность почувствовать свою автономию, что он отличается от других, и в какой-то степени, научается чувствовать себя.

Вопрос «Какой Я?» очень важен для подростка в этот период 12–14 лет. Большинство ребят, с кем мне приходилось работать, задают один и тот же вопрос: «Как мне подстроиться, чтобы быть хорошим для мамы, для папы, для учителя, для друзей?». Нет ещё образа себя и единственный их выбор — подстроиться. На это уходит очень много психических сил и это не приносит удовольствия. Быть хорошим для всех. Возможно ли? И здесь подросток сталкивается с проблемой — роли. Подросток имеет в своём арсенале не очень много ролей, поэтому для него «театральным костюмом» выступает роль значимого объекта (актёра, спортсмена, героя боевика). Те, кто не прошёл эту стадию развития, во взрослом возрасте играют роли, страдают от «Я живу не свою жизнь», попадают в сценарии «Не будь собой», «Не будь близким», «Радуй других» и пр.

Расстройство поведения нередко служит способом защиты от аффективной зависимости, особенно когда зависимость воспринимается подростком как угроза его идентичности. Проблема не в плохом поведении, а проблема в тех тревогах и конфликтах, которые заставляют подростка так себя вести.

Прошедшие две первые стадии переходят на новый уровень — образование новых связей (14–17 лет). Здесь можно говорить о предпочтениях у подростков к той или иной деятельности, еде, людей. Парень уже практически определяется, какой тип девушек ему нравится, что радует, а что огорчает. В этот период подростки испытывают огромную потребность в обладании другим. Иметь друга целиком и полностью для себя. Если это девушка для юноши, то она единственная, на всю жизнь. Разрыв отношений воспринимается как полный крах, бессмысленность жизни и её конец. Чтобы сохранить связи подросток также прибегает к своему раннему опыту с мамой. Регрессия в ранний возраст активирует то же поведение, которое испытывает ребёнок от 1,5 до 3 лет, цепляясь за маму. Переживая страх расставания, подросток в этом периоде может буквально заваливать стол всем подряд: фантики, грязная посуда, игрушки, поломанные авторучки, старые тетради, а также в бельевом шкафу наблюдаются свалки вещей, грязное лежит вперемешку с чистым.

Для внимательного родителя — это «речь» подростка о его переживаниях. И если научиться расшифровывать этот язык, то можно бережно обсуждать с подростком то, что он переживает в данный момент.

В этот период у подростка продолжают меняться тело, убеждения, эмоции, привязанности. «Я» подростка откликается на принадлежность к какой-то группе сверстников. Игра «Кто круче» иногда принимает самые разные формы.

Задержавшиеся на этой стадии — это взрослые, которые соревнуются — у кого круче машина; у кого красивее женщина; «А наша команда круче вашей»; это ревнивцы и ревнивицы, боящиеся потерять свою пару; это манипуляторы, о которых описано в «Игры, в которые играют люди» у Э.Берна.

И, наконец, финишный период 17–21 года — интеграция нового образа себя, образование новой целостности.

Обычно, в этот период гормональная система работает чётче, «дозировка» гормонов почти не подводит. В этот период происходит переоценка всех ценностей, создание самоценности в собственных глазах. Это уже не ребёнок. Только кризисные ситуации могут вывести подростка из равновесия, дать регрессию. Тело меняется уже не так стремительно и его уже можно моделировать с помощью физических нагрузок. В этот период отмечаются пищевые нарушения. Проблема анорексии и булимии является, в основном, женской. Есть редкие случаи проявления и у юношей, и это более тяжёлые случаи.

И на данном этапе могут возникать страхи за будущее. Если 4–5 летний ребёнок играл «в маму» или «в папу», то сейчас это уже не игра, а реальность. В этот период подросток должен не только приручить, принять в себя женственность или мужественность, кроме того, подросток должен принять идею о том, что через какое-то время он станет родителем, должен представить себя в качестве родителя. И в этом случае подросток переживает настоящие эдиповы испытания. В нём идёт борьба «Я ребёнок» и «Я родитель».

В период интеграции подросток выбирает свой жизненный путь, будущую деятельность. В этот период важно «воскресить» ранние мечты и понять, цель ли это для достижения. В этот период подростку стыдно принимать похвалу родителей в виде «молодец», т.к. он уже не ребёнок. Возникает конфликт между приближением и отдалением. С одной стороны, подросток желает быть свободным, с другой, он желает, чтобы его контролировали и участвовали в его жизни.

На этой стадии закрепляются предпочтения в отношениях, в еде, в стиле одеваться, занятиях и пр.

Задержавшиеся на данной стадии взрослые задаются вопросом о достижении цели, не знают, чего же всё-таки хочется. Это «взрослые дети», которые конкурируют со своими детьми в семье, воспринимают свою жену как свою маму или мужа как папу. Это взрослые, которые увлечены развлечениями. Они чаще не чувствительны к потребностям своих детей, раздражаются при установке правил и границ. Это и категория инфантильных личностей.

Быть родителем подростка — очень нелёгкая задача. Дональд Винникотт писал «Задача родителей подростка — выжить». Очень трудно отдавать контроль над телом, эмоциями и деятельностью ребёнка самому ребёнку. Трудно перестать быть кому-то начальником. Родитель чувствует беспомощность, плохость, растерянность, злость, унижение… Каково чувствовать всё это? Это очень трудно вынести. Родитель тоже нуждается в психологической помощи, в контейнировании своих чувств кем-то третьим.

Особенность подросткового возраста в том, что бессознательно подросток активирует все психические травмы родителя, даже не осознаваемые или принимаемые до этого как незначительные события. Подросток проецирует вовне не эмоции, а большие фрагменты своей личности. И если родитель с непроработанными своими травмами, то он не может выдержать чувства подростка, контейнировать их и дать возможность подростку идти по стадиям развития.

Важно помнить, что ключ ко многим проблемам подросткового возраста в том, что за второе десятилетие жизни (от 11 до 21 года) индивид повторяет и расширяет те ощущения, те конфликты, которые были в первые пять лет жизни. Регресс на ранний детский возраст, даже на этап младенчества, даёт возможность человеку заново прорабатывать то, что не было проработано в детском возрасте и это способствует развитию Эго.

Лучшее, что можно предложить подростку и его семье — психотерапия и комплексная работа в рамках институциональной помощи, включающую нескольких специалистов: психотерапевта, нейропсихолога, психиатра, социального работника.

«Психологическая газета» 07.12.2016

17 лет. Всё о возрасте 17 лет. Психология, физиология в 17 лет.

Психология возраста

В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, и, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм относительность всех ценностей.

В 17 лет человек уже считается взрослым, что не может не давить на еще не освоившегося в мире ребенка. Наступает переломный момент для подростка – он оканчивает школу, и общество требует решить, пойдет он продолжать образование в университет или выберет работу. Появляются страх не справиться с возникшей нагрузкой, опасения перед новыми возможностями и возможными неудачами.

Центральной деятельностью возраста 17 лет является социальное взаимодействие. Внимание девушек приковано к собственной внешности. Иногда недостатки приводят к скованности, нежелании появляться в обществе.

Физиология возраста

Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека.

Заканчивается формирование черепа. Складываются пропорции головы взрослого человека. В этот период в основном заканчивается рост и формирование организма девушек. Все основные размерные признаки тела достигают практически окончательной величины. Завершается окостенение трубчатых костей у девушек.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (15-19 лет) составляет 11088 тысяч человек. Из них молодых людей – 5651 тыс. человек, девушек– 5437 тыс. человек.

Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%

Читайте также:  Четыре мифа о неприятном запахе изо рта - BBC News Русская служба

Вы родились в 2002 или 2003

2002 — 1 января. В Европейском союзе ввели монеты и банкноты евро, которые стали единой валюты для большинства стран ЕС и сыграли немаловажную роль в стабилизации глобальной европейской экономики.

Октябрь. Через 50 лет началось восстановление железной дороги между Северной и Южной Кореей.

23 октября. В Москве, Россия, чеченские террористы захватили заложников в театральном центре «Норд-Ост» на Дубровке. Спустя 3 дня, 26 октября, при штурме спецназом были убиты все террористы. Один из заложников погиб от пулевого ранения, остальные 116 человек умерли от воздействия использованного при штурме газа.

2003 — 20 марта. Начались военные действия в Ираке.

27 сентября. Произведен запуск автоматической станции «Смарт-1» для исследования Луны.

2004 — В Грузии, Украине, Киргизии произошли бескровные революции, в результате которых пришли к власти более демократичные лидеры.

1 мая. Европейский союз расширил свои просторы благодаря включению в него новых десяти стран.

Июнь. Создана самая крупная в мире социальная сеть – Facebook.

2005 — 5 января. Открыта Эрида – самая большая из карликовых планет нашей Солнечной системы.

2006 — 29 марта. На территории России можно было наблюдать первое в XXI полное затмение солнца.

24 августа. Ученые лишили Плутон статуса планеты. Данное решение было принято на съезде Международного союза астрономов в Праге, Чехия.

2007 — Генетики обнаружили в организме человека модификации, отвечающие за развитие тех или иных заболеваний. Появилась возможность после анализа ДНК выявить предрасположенность к определенным болезням.

2008 — 17 февраля. Независимость от Сербии провозгласило Косово.

8 августа. Начались военные действия в Южной Осетии.

4 ноября. В США состоялись президентские выборы. Во главе государства стал первый в истории государства чернокожий президент – Барак Обама.

2009 — 17 августа. Произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Жертвами стали сотни людей. Причиной неполадок стала сери недоработок и сбой в перераспределении электроэнергии в энергосистеме.

2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался.

10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек).

Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.

2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести.

2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября».

7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один.

31 октября. В Калининграде родился семимиллиардный житель Земли.

2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией.

1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.

2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.

15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.

13 марта. В пустыне Атакама, Чили, начинает работать самый мощный телескоп на планете.

2014 — 7-23 февраля. В Сочи прошли XXII зимние Олимпийские игры.

18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.

26 октября. Введено постоянное зимнее время

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.

Дети становятся подростками: как меняется тело и. душа

После 10 лет для родителей и детей наступает время перемен: под действием половых гормонов детский организм бурно растет и развивается. Какие этапы можно выделить в телесном взрослении? К чему родители могут подготовить подростков и что тем предстоит пережить и принять самим? О психофизиологии сексуального развития рассказывают наши эксперты.

Все родители примерно представляют себе, как происходит развитие ребенка, чего можно ожидать от его поведения, знают, наблюдая изо дня в день за сыном или дочерью. Но в том, что касается сексуального развития, родителям не всегда хватает знаний.

Представление о том, каких возрастных изменений следует ожидать на разных этапах развития, и наблюдение за тем, что случается на самом деле, позволяют ориентироваться в происходящем, своевременно замечать что-то необычное, странное, не соответствующее возрасту, и при необходимости обращаться за помощью. Кроме того, в общении с подростком родителям предстоит определить, насколько он готов к обсуждению интимной стороны жизни, чтобы не смутить его раньше времени или не опоздать с важным разговором.

10–19 лет: десятилетие перемен

Дети лет до десяти растут равномерно, причем мальчики и девочки имеют одинаковые пропорции тела. В начале периода полового созревания происходит пубертатный скачок роста. В это время длина тела за год может увеличиться на 7–12 см.

Девочки обычно обгоняют ровесников-мальчиков в росте и развитии. У девочек скачок происходит в среднем в 10–11 лет, у мальчиков — в 13 лет. После достижения пика скорости роста наблюдается его быстрое замедление и прекращение: у девушек — после 16 лет, у юношей — после 18 лет.

Максимальная скорость роста подростков наблюдается весной, а максимальная скорость прибавки массы тела — осенью. Интенсивность и продолжительность этого скачка у каждого подростка своя. Мальчики «догоняют», а иногда опережают и девочек в развитии, как правило, только к последним классам школы, при этом юноша 17–18 лет все еще растет, а девушка уже останавливается в росте.

Форма тела и темпы созревания репродуктивной системы определяются половыми гормонами. У мальчиков это тестостерон, вырабатываемый яичками. Он вызывает развитие гениталий и физические изменения в организме подростка, в том числе увеличение мышечной массы и созревание костей. Телосложение приобретает типичные мужские черты — широкие плечи и узкие бедра, рельефные мышцы груди и спины, мужская форма ягодиц. Может даже наблюдаться временное набухание грудных желез и сосков с последующей пигментацией ареолы.

Все упоминаемые ниже сроки служат в качестве ориентиров и вполне допускают индивидуальные колебания. Развитие вторичных половых признаков у мальчиков в среднем охватывает период от 10,5 до 18 лет. В первую очередь в возрасте 10,5–12 лет увеличиваются яички, в 12–13 лет начинается рост полового члена, одновременно появляются волосы на лобке, после чего последовательно возникают другие признаки полового созревания. Некоторые юноши начинают бриться, чтобы быстрее появилась «растительность» на лице. Рост наружных гениталий завершается обычно к 17–18 годам, хотя возможно продолжение их роста до 20–25 лет.

Основные половые гормоны девочек — эстрогены, вырабатываемые яичниками. Они обеспечивают созревание половых органов и развитие молочных желез. Частично в половом созревании девочек принимают участие гормоны андрогены. Под воздействием половых гормонов формы тела округляются, увеличивается грудь, таз становится шире плечевого пояса.

Внешние проявления полового развития девушек охватывают период от 9 до 17 лет. С началом полового созревания у девочек расширяется таз, заметно округляются бедра и ягодицы, увеличиваются молочные железы (9–10 лет), для полного развития которых требуется около 4 лет. С 10–11 лет начинается оволосение лобка, достигающее максимума через 2,5–3 года. Оволосение подмышечных областей начинается спустя 1,5–2 года после лобкового и завершается к 18 годам.

Первая менструация наступает между 9 и 15 годами, чаще всего в 12–14 лет. Возраст появления менструаций в основном определяется состоянием здоровья, наследственностью и условиями жизни. Появление первых месячных до 9 лет и особенно отсутствие менструаций после 15–16 лет — повод проконсультироваться с гинекологом. Сначала цикл может меняться. Постепенно месячные становятся регулярными: наступают в среднем через каждые 28 дней и длятся по 3–5 дней.

Читайте также:  Дефицит йода в организме может привести к тяжелейшим последствиям - BBC News Русская служба

Поводом для беспокойства и обследования могут быть:

— короткий (меньше 21 дня) или продолжительный (свыше 35 дней) менструальный цикл;

— нерегулярный цикл, если он сохраняется больше полутора лет после появления менструаций;

— продолжительность менструации — 1–2 дня или более 7 дней;

— обильное кровотечение или болезненные ощущения во время менструации.

На что обратить внимание

Иногда у новорожденных и младенцев наблюдаются особенности строения половых органов, которые требуют обращения к врачам. У мальчиков встречается отсутствие одного или обоих яичек в мошонке — крипторхизм. В некоторых случаях яичко самостоятельно опускается в мошонку в течение первого года жизни малыша. Но если не определить причину такого отклонения и не начать наблюдение, это может впоследствии привести к бесплодию и другим заболеваниям, опухоли.

У мальчиков может наблюдаться сужение крайней плоти, фимоз, когда невозможно обнажить головку полового члена. Такая ситуация также требует консультации педиатра или уролога. У маленьких девочек может быть слипание и сращивание половых губ — синехии, когда частично и почти полностью закрывается вход во влагалище. Это повод обратиться к педиатру или детскому гинекологу.

Подготовить к неожиданностям

Телесные перемены могут застать подростков врасплох, расстроить или испугать. Даже тот, кто штудировал «Анатомию человека» и примерно представляет себе физиологические процессы в организме, не всегда готов лично столкнуться с новыми особенностями собственного тела. Поэтому главная задача родителей — заранее поговорить на эти непростые темы, успокоить, объяснить, что означают незнакомые явления и ощущения.

Первые поллюции — непроизвольное семяизвержение ночью и утром, нередко сопровождающееся эротическими сновидениями — возникают в 14 лет и у большинства юношей становятся регулярными к 16 годам. Мальчики нередко воспринимают их как болезнь и очень переживают.

Родителям, и лучше всего отцу, надо поговорить с сыном о поллюциях еще до их появления, объяснить, что это обычное явление, сопровождающее превращение из мальчика в мужчину, что этого не надо пугаться и стесняться, что поллюции могут повторяться довольно часто и непроизвольно, а могут и прекратиться со временем.

Родителям, лучше матери, нужно уже в 9–10 лет объяснить девочке, как устроена женская репродуктивная система

Для девочек важный рубеж взросления — первая менструация. Если она случится неожиданно, девочка может испугаться и впасть в панику, ей может быть неловко рассказать о происшедшем, задать вопрос. Поэтому родителям, лучше матери, нужно уже в 9–10 лет объяснить девочке, как устроена женская репродуктивная система, объяснить природу месячных, рассказать, что это нормальный этап развития женского организма. В этом случае девочка будет готова к тому, что у нее однажды появятся кровянистые выделения из половых органов, не будет напугана или смущена.

После наступления первых месячных важно сказать о том, что с этого момента при сексуальном контакте возможно наступление беременности, причем даже при нерегулярном цикле. Можно предложить девочке вести менструальный календарь, чтобы это вошло у нее в привычку.

Другой существенный аспект этой ситуации — личная гигиена, использование современных средств, самочувствие и поведение во время месячных. Незадолго до, а также во время месячных может ухудшаться общее самочувствие, появляться раздражительность и ощущение дискомфорта, иногда менструации могут быть болезненными. Об этом тоже надо предупредить заранее.

Как ухаживать за собой?

Дети не знают некоторых очевидных правил. Хорошо, если им расскажут об этом родители — так, чтобы личная гигиена стала не просто полезной привычкой, но необходимым условием самоуважения, частью представления подростков о цивилизованном поведении по отношению к себе и окружающим людям.

Девочки должны знать, что:

— соблюдение гигиены половых органов важно для предупреждения некоторых воспалительных заболеваний, но не защищает от инфекций, передаваемых половым путем;

— следует ежедневно менять нижнее белье и при необходимости пользоваться прокладками;

— при подмывании (дважды в день) струя воды должна быть направлена так, чтобы не занести во влагалище инфекцию из заднего прохода.

Мальчики должны знать, что:

— вокруг головки полового члена может образовываться белый налет (смегма), которая состоит из секрета желез крайней плоти;

— необходимо обмывать половые органы ежедневно перед сном теплой водой с мылом, при этом следует оттянуть крайнюю плоть и удалить смегму, иначе возможно развитие воспалительного процесса;

— у некоторых народов принято проводить обрезание крайней плоти мальчикам, однако это не отменяет необходимости гигиенических процедур.

«Со мною вот что происходит. »

Подростки оценивают свое тело прежде всего с точки зрения сексуальной привлекательности. Поэтому для них типично болезненное внимание к параметрам и пропорциям тела, состоянию кожи, размерам половых органов. Эти отдельные части кажутся им слишком большими или маленькими, толстыми или тонкими. Такая повышенная чувствительность может вызывать конфликтные реакции или неврозы, даже такие серьезные, как дисморфомания и нервная анорексия. Возможно снижение самооценки и чувства собственной значимости.

Переживания подростка близки к тем ощущениям, которые испытывает Алиса в Стране чудес, рассматривая свое тело со стороны и наблюдая, что с ним происходит: «Нет, вы только подумайте! — говорила она. — Какой сегодня день странный! А вчера все шло как обычно! Может, это я изменилась за ночь? Дайте-ка вспомнить; сегодня утром, когда я встала, я это была или не я? Кажется, уже не совсем я! Но если это так, то кто же я в таком случае? Это так сложно. »

Неделикатные замечания могут вызывать у подростка болезненные переживания, мысли о физической ущербности

Окружающие тоже с трудом узнают изменившегося ребенка: «Ты. кто. такая?» — спросила Синяя Гусеница. Начало не очень-то располагало к беседе. «Сейчас, право, не знаю, сударыня, — отвечала Алиса робко. — Я знаю, кем я была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась». — «Что это ты выдумываешь? — строго спросила Гусеница. — Да ты в своем уме?» — «Нe знаю, — отвечала Алиса. — Должно быть, в чужом».

Все подростки хотят быть уверенными в том, что с их телом, особенно половыми органами у мальчиков и молочными железами у девочек, все в порядке. Ведь они постоянно сравнивают себя со сверстниками. Неделикатные замечания окружающих, родителей — «какой у тебя нос», «какие у тебя ноги» — могут вызывать у подростка болезненные переживания, мысли о физической ущербности, сформировать стойкое убеждение в собственной физической неполноценности. Даже если подросток и не задает прямых вопросов относительно своего тела и лица, надо всеми способами рассеивать его возможные комплексы.

Задача родителей — объяснить подростку, что происходящие с ним изменения временные. У девушек в ходе нормального полового созревания нарастает жировая масса, и они думают, что толстеют. В стремлении соответствовать «стандартам красоты» подростки, особенно девушки, нередко ограничивают себя в еде и прибегают к фармакологическим средствам коррекции массы тела, что влечет за собой риск возникновения анорексии — полного отказа от еды.

Невольной причиной нервной анорексии могут быть и сами родители: «Почему ты так много ешь? Толстушечка ты моя!» Молодым людям полезно будет иметь в виду, что в разных обществах и разных культурах идеалы красоты и привлекательности неодинаковы, поэтому каждый человек может быть объектом восхищения.

Об экспертах

Елена Аноприенко — руководитель Центра медико-психологической и социально-реабилитационной помощи детям Национальной детской специализированной больницы «ОХМАТДЕТ» (Киев, Украина).

Елена Мешкова — врач-педиатр высшей категории, Заслуженный врач Украины, заместитель генерального директора Национальной детской специализированной больницы «ОХМАТДЕТ» (Киев, Украина).

Александр Куликов — доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного медицинского университета имени И. И. Мечникова, руководитель Учебно-методического и научного центра по развитию клиник, дружественных к молодежи (Санкт-Петербург).

Людмила Петрановская: «Когда подростки отделяются, они бьют по самым больным местам»

Что делать, если в семье разразилась настоящая война? Как реагировать на подростковую агрессию? Можно ли научить детей управлять собой? Как говорить с ними об отношениях и научить принимать ответственные решения? Объясняет семейный психолог Людмила Петрановская.

Правила игры: грустная, банальная экзистенциальная история

Разговорились на днях. Мой товарищ юности Игорь решил развестись с женой, и на этом сложном пути ему открылась истина. Не поделиться новыми знаниями с общественностью он не мог. Оказалось, он жил впотьмах, в полном неведении о силе, так сказать, дремлющей внутри желеобразного тела. Но по порядку.

Ссылка на основную публикацию
Сухая кожа на ногах�� 4 причины и что делать с сухостью
Почему кожа на ступнях шелушится, облезает? Среди недугов, с которыми приходится сталкиваться людям, значится шелушение кожи на ступнях ног. Такая...
Студопедия — Механизм лактации и состав грудного молока
Механизм лактации и состав грудного молока Лактацию регулирует пролактин – основной гормон, обеспечивающий секрецию молока у кормящих женщин. Пролактин вырабатывается...
Студопедия — Понятие «умственная отсталость», причины, степени и клинические формы умственной отстал
Понятие об основных формах интеллектуальных нарушений В клинической психиатрии принято выделять две основные формы интеллектуальных нарушений: умственную отсталость (олигофрению) и...
Сухая кожа у ребенка на теле, ногах и руках причины и что делать
17 лучших детских кремов Нежная детская кожа нуждается в увлажнении и защите от воздействия окружающей среды. Успокоить, смягчить, восстановить и...
Adblock detector