Тревожный симптом патологии у новорожденных – клиника «9 месяцев»

Признаки, симптомы и лечение кривошеи у грудничка

Если ребенок все время поворачивает голову в одну сторону, возможно, ему требуется лечение. Заболевание заключается в поражении костно-мышечной системы шеи и неправильном одностороннем положении головы. Чаще всего патология встречается у мальчиков.

Как распознать нарушение развития шейного отдела

Симптомы заболевания сразу после рождения узнать трудно. Только к трем неделям можно определить первые признаки. Подтверждает диагноз исключительно врач. Ощупывая грудино-ключично-сосцевидную мышцу, он может обнаружить уплотнение, которое свидетельствует о возникновении заболевания.

Сами родители могут распознать заболевание уже к шести месяцам.

  1. Признаки асимметричного расположения кожных складок на ножках и под ягодицами. Ребенок медленно растет, плохо реагирует на звук, встает не на полную ступню, а на носочки.
  2. Малыш наклоняет и поворачивает голову только в одну сторону, а в противоположную он или не направляет голову, или делает это с трудом.
  3. Признаки асимметрии лица: одна половина становится немного перекошенной, глаз суживается. Иногда могут возникнуть тяжелые нарушения зрения (например, косоглазие).
  4. Появляется впадина между плечом и шеей.
  5. Одно плечо становится выше другого.
  6. Голова ребенка откинута назад.
  7. Скошенный затылок, лопатки находятся на разном уровне.

В данном случае следует обратиться к педиатру – именно он определит дальнейший план действий. Подобные симптомы могут свидетельствовать не только о нарушениях в строении тела, но и о неврологических признаках. Похожие симптомы появляются и при появлении гипертонуса мышц. Лечение будет назначать или ортопед, или невролог.
К дополнительным методам обследования относят:

  • рентген позвоночника;
  • МРТ позвоночника;
  • биохимическое исследование крови;
  • электромиография.

Если диагноз подтверждается, паниковать родителям не стоит. Современные методы коррекции кривошеи позволяют забыть о проблеме. Действенным в этом случае является массаж. Чем раньше начато лечение, тем эффективнее результат.

Почему происходит нарушение

Если у ребенка отмечаются признаки кривошеи уже с рождения, то причины могут быть в следующем.

  1. Возможно, ребенок уже внутриутробно получил искривление шейных суставов. В результате неправильного или неудобного положения происходит деформация позвонков.
  2. Внутриутробное воспаление мышц шеи – они становятся короче и менее эластичными.
  3. Родовая травма – растяжение или надрыв мышц шеи.
  4. Пороки развития мышц грудины, ключицы.
  5. Продолжительная гипоксия плода.

Чаще всего кривошея у грудничка является врожденной патологией, полученной во время родов. Причем не застрахованы даже дети, появившиеся на свет с помощью кесарева сечения.

Кривошея у грудничков может быть и приобретенной. Выделяют следующие ее типы.

  1. Мышечная (миогенная). Возникает по причине различных воспалительных процессов, которые происходят в результате сдавливания или растяжения мышц. Поражается всегда одна сторона, в большинстве своем правая. Лечить данный вид кривошеи трудно.
  2. Суставная (артрогенная).
  3. Нейрогенная. Следствие параличей или парезов.
  4. Костная (остеогенная). Кривошею данного вида могут вызвать такие заболевания, как туберкулез позвонков или опухоли.
  5. Кожная (дермо-десмогенная). Появляется вследствие какой-либо травмы или ожога шеи.

Кривошея у грудничка может быть следствием перенесенного заболевания. В данном случае говорят о компенсаторной кривошее.

Если вовремя не распознать признаки заболевания и не провести лечение (массаж, электрофорез), то в более взрослом возрасте (примерно от 3-6 лет) начинается деформация всего тела. Больше всего страдает лицо.

Как справиться с проблемой

При своевременном обращении к узким специалистам лечить проблему можно будет быстро и эффективно. Лечение проводят консервативным или оперативным методом. Если проблема была решена до года, то больше вероятности того, что здоровье будет восстановлено. Мышцы легко поддаются коррекции.

Самым действенным методом является массаж. Но его должен проводить профессиональный детский массажист. Возможно, он разрешит делать какие-то движения самостоятельно. Самим предпринимать никаких попыток не стоит. Обычно врачи разрешают слегка поглаживать больную сторону без каких-либо дополнительных действий (нажим, пощипывание).

Ребенка укладывают на спинку, поглаживающими движениями делают массаж рук, ног и грудной клетки, постепенно поднимаясь к проблемной зоне. Осторожными движениями растирают шею, после чего переворачивают на живот и повторяют упражнения. Затем следует аккуратно поворачивать голову в разные стороны. Повторять процедуру нужно три раза в день. Не стоит делать массаж каждый день в течение длительного времени, иначе ребенок станет возбудимым и нервным. Достаточно трех раза в неделю.

Массаж принесет больше пользы, если ребенок находится в воде. Можно приобрести круг для купания грудничков.

Массаж в комплексе с физиотерапией способствует эффективному избавлению от проблемы.
Особенности массажа при кривошее:

  • начинают и заканчивают массаж поглаживанием и растиранием поврежденного участка;
  • массажные движения делают и на здоровой стороне;
  • дополнительно нужно массажировать подбородок и щеки.

Родители должны постоянно контролировать повороты головы ребенка и стараться помочь направить ее в ту сторону, в которой есть проблемы. Делать это нужно осторожно, не применяя силы.

Читайте также:  Виды детской сыпи памятка-инструкция для родителей

Следует класть ребенка на здоровую сторону, лицом к стене. Ребенок, реагируя на происходящее в комнате, будет стараться повернуть голову. Нужно как можно чаще укладывать ребенка на живот – так укрепляется вся мышечная система. Существует специальный воротник для шеи, который фиксирует положение шеи.

Лечение тепловыми процедурами необходимо для улучшения кровоснабжения и улучшения мышечного тонуса (парафиновые аппликации, грелки).

В том случае, если наблюдаются улучшения или симптомы кривошеи полностью удалось исправить, профилактические и коррекционные меры продолжают еще не меньше года во избежание повторного возникновения заболевания.

Если к подростковому возрасту действия не дали результата, то проводят оперативное вмешательство. Основным объектом хирургического воздействия будет грудино-ключично-сосцевидная мышца. Ее или рассекают (миотомия), или удлиняют. Рассечение проводят под общим наркозом, после операции накладывается гипсовая повязка.
Чем опасна кривошея:

  • асимметрия лица;
  • нарушается острота зрения и слуха;
  • может появиться косоглазие;
  • нарушения сердечной деятельности;
  • расстройства психики;
  • нарушение походки (хромота): дети начинают поздно ходить, плохо держат равновесие, у большинства из них плоскостопие;
  • искривление позвоночника. Это в свою очередь приводит к нарушениям доставки питательных веществ и кислорода ко всем органам, включая головной мозг. Ребенка часто мучают головные боли.

Профилактика

  1. Следует следить за положением игрушек, висящих над кроваткой. Их периодически вешают в разные стороны. Яркие, с интересными рисунками бортики должны окружать ребенка со всех сторон. Так он будет смотреть то в одну сторону, то в другую.
  2. К ребенку, лежащему в кроватке, подходить нужно поочередно со всех сторон.
  3. Будет полезно приобрести ортопедический матрас, который обеспечит правильное положение позвоночника во время сна.
  4. Маленьким не стоит подкладывать под голову подушку. Можно воспользоваться сложенной несколько раз пеленкой.
  5. Пока ребенок не научится переворачиваться сам, во время сна за него это нужно делать родителям.
  6. Быть внимательным к ребенку и не допускать травм позвоночника.
  7. Не игнорировать профилактические осмотры у хирурга, ортопеда.
  8. Важно делать новорожденному массаж. Мышечная система начинает правильно развиваться и реагировать на раздражители.

Систематические комплексные занятия помогут справиться с проблемой. Раннее обращение к специалистам не допустит осложнения заболевания.

Почему новорожденный смотрит в одну сторону

Получите 14 критически важных рекомендаций по уходу за малышом до года!

Если ребенок клонит голову в одну сторону, маме нужно разобраться, почему он так делает.

Распространённые причины привычного наклона головы у ребенка:

  • ношение грудничка на одной и той же руке и в одной и той же позе;
  • такое положение детской кроватки, при котором младенцу приходится смотреть только в одну сторону, чтобы увидеть маму;
  • сон малыша только на одном боку;
  • нахождение взрослого всегда с одной стороны от ребенка.

Как видите, все причины завязаны на том, что мама делает манипуляции с младенцем с какой-то одной стороны. К сожалению, она не всегда обращает на это внимание. Поэтому ребенок клонит голову на бок влево или вправо.

Ниже читайте, какие приемы помогают отучить грудничка смотреть в одну сторону.

Как исправить привычный наклон головы у малыша?

Как мы с ним боролись:

  • носили таким способом, как на этом видео. Клали на руку правым боком, голова лежит правым ушком. Так мы не давали ребенку наклонить голову еще больше вправо в привычное положение;
  • в вертикальном положении носили дочку то на правой, то на левой руке;
  • в кроватке и коляске вдоль правой щеки клали валик из полотенца. Он не давал Нике сильнее наклонить голову вправо.

К действиям, описанным выше, хочу добавить еще несколько советов:

  1. При ношении малыша, как на видео, ориентируйтесь на любимую сторону грудничка. Если у вашего ребенка привычный наклон влево, кладите его на руку левым боком.
  2. Для предупреждения привычного наклона головы положение новорождённого в кроватке нужно менять постоянно. Один день кладите его головой к одному изголовью, в другой — к противоположному. Если карапуз хочет все время быть лицом к вашей кровати, то ему придется поворачивать голову то налево, то направо.
  3. При вертикальной позе ребенка, следите, чтобы его голова находилась то у правой, то у левой вашей щеки.
  4. В онлайн-курсе 0-3 и 3-6 месяцев я детально показываю упражнения, которые помогают справиться с привычным наклоном головы без прикладывания усилий к голове и шее.

Привычный наклон у дочки прошёл, конечно, не за один день. Но моя жена Таня справилась, а значит и вы сможете.

Нерво-психическое развитие детей первого года жизни

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории

Читайте также:  Полинейропатия конечностей – что это, симптомы, лечение

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

Читайте также:  Аппараты УВЧ-терапии купить в Москве в интернет магазине ��

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -«надо» и «нельзя».

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Ссылка на основную публикацию
Трансферрин сдать анализы ДНКОМ
Трансферрин Описание Трансферрин — это плазменный белок, гликопротеин, синтезирующийся в печени. Главная функция которого заключается в транспортировке всосавшегося железа в...
Тошнота и рвота вопросы и ответы
Что такое пищевое отравление? Пищевым отравлением называют расстройство пищеварения, возникающее после употребления испорченных или недоброкачественных продуктов. К пищевым отравлениям относят...
Тошнота и рвота причины и способы лечения
Токсикоз и другие трудности беременной Как справиться с тошнотой Не пожалейте времени на то, чтобы понять от чего вам хуже...
Трахеит описание, причины, симптомы, лечение
Трахеит: о воспалении трахеи от «А» до «Я» Описание заболевания Почему возникает трахеит? Как развивается болезнь? Симптомы Диагностика Лечение Видео...
Adblock detector