Уполномоченный по правам человека в Калужской области — РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА СМЕРТЬ АБОРТ, ЭВТАНАЗИЯ

Смертельный исход. Куда летят из России за эвтаназией?

  1. Статьи
  2. В мире

Жить с неизлечимым диагнозом, постоянными болями и без каких-то целей многим людям кажется бессмысленным. Для них в нескольких странах разрешена эвтаназия — добровольный уход из жизни. Можно купить билет в один конец и умереть «туристом» за несколько тысяч евро.

— У моей мамы недавно была обнаружена неизлечимая болезнь. Я вижу, как она мучается и как ей жалко нас, ведь мы тратим силы, нервы и деньги на поддержание жизни в ней. Она несколько раз просила врачей прекратить медикаментозное лечение, но это в нашей стране считается преступлением. Любая форма эвтаназии запрещена. Ужасно видеть, как страдает твой любимый человек и ничего не может с этим сделать, — рассказала Лайфу Вера из Екатеринбурга.

А это не самоубийство?

Официально эвтаназия может быть двух видов: активной и пассивной. В первой врач может назначить и ввести пациенту смертельную дозу препарата. В 1989 году американец Джек Кеворкян по прозвищу Доктор Смерть создал аппарат мерситрон, который подавал больному в кровь смертельную дозу яда. Пациент должен был сам нажать кнопку на устройстве, когда понимал, что жить больше не хочет. В 1991 году Кеворкяна лишили лицензии врача, заниматься медицинской практикой он больше не мог. Но до 1999 года с помощью мерситрона с жизнью попрощались более 130 человек. В том же году Доктора Смерть приговорили к лишению свободы сроком на десять лет по обвинению в убийстве.

Пассивная эвтаназия — это сознательный отказ пациента от поддерживающей терапии и лечения. Может происходить добровольно или по решению родственников, если пациент находится в коме.

Церковь считает эвтаназию суицидом — смертельным грехом. В некоторых странах умерших после эвтаназии людей отказываются отпевать. Представители Русской православной церкви приравнивают эвтаназию к самоубийству, что является смертным грехом.

Но далёкие от религии люди называют эвтаназию гуманным и оправданным способом уйти из жизни, если жить уже невыносимо.

Где можно легально умереть?

Официально эвтаназия разрешена в Бельгии, Нидерландах, Канаде, Люксембурге, пяти штатах США и в австралийском штате Виктория. Но добровольно уходить из жизни могут только граждане этих стран. Туристам-иностранцам в эвтаназии будет отказано.

Но даже местным не так легко умереть. Они должны пройти медицинское освидетельствование, одобрение комиссии по этике, если комиссия отказала, пациент может обратиться в прокуратуру или в Минздрав. При этом в Нидерландах, Бельгии и Австралии процедура бесплатная. Врач не имеет права брать с пациента деньги. В некоторых клиниках Бельгии нужно заплатить 60–70 евро за набор для эвтаназии. Но купить его может только семейный врач по официальному рецепту.

Страной, где эвтаназия разрешена не только для местных жителей, но и для иностранцев, является Швейцария. В 1942 году там был принят закон, разрешающий «помогать в совершении самоубийства», но при этом у врача-помощника не должно быть корыстного умысла.

В 1998 году адвокат Людвиг Минелли создал организацию Dignitas — «Достоинство». Она помогает расстаться с жизнью всем желающим в Цюрихе. Около 3000 неизлечимо больных людей из разных стран уже воспользовались услугами этой компании. Чтобы умереть с «Достоинством», нужно стать членом клуба, заплатить около 200 евро взноса и ежегодно платить около 80 евро за «подписку» на клуб. Когда человек захочет уйти из жизни, он должен обосновать своё решение неизлечимым заболеванием или невыносимой болью.

Стоит услуга в Цюрихе от 4000 тысяч евро. Клиенту дадут раствор пентобарбитала или полиэтиленовую ёмкость с газом. За 7000 евро сотрудники организации проведут не только эвтаназию, но и похороны клиента.

По данным Росстата, в 2017 году 20 055 жителей России совершили суицид. В 2016 году было зафиксировано около 23 000 самоубийств.

— Улететь в Швейцарию и умереть после эвтаназии — абсолютно легальный поступок. Как это будет оформлено в нашей стране — сказать сложно. Зависит от того, какие документы будут получены в клинике, которая проводила данную процедуру. В России таких ситуаций пока что мало, но туры существуют, их можно не только организовывать, но и рекламировать, — сказал Лайфу юрист Андрей Некрасов.

При этом в соцсетях и в мессенджерах можно найти сообщества, где люди пытаются найти деньги на смерть в Цюрихе.

А некоторые мошенники предлагают средства для эвтаназии «в домашних условиях» за копейки.

Недавно брат одной из пострадавших при пожаре в пермском клубе «Хромая лошадь» сказал, что единственным выходом для неё видит только эвтаназию.

Читайте также:  Как употреблять имбирь, чтобы было вкусно и полезно для здоровья

— Да, Ирочка — родная кровь. Но я же вижу, ничего уже не поможет. Наверное, если бы у нас в стране была разрешена эвтаназия, согласился бы. Вы даже не представляете, как она намучилась… — говорит он.

В нашей стране эвтаназия запрещена на законодательном уровне. Статья 45 закона «Об основах охраны здоровья граждан» не даёт медицинским работникам права на ускорение смерти пациента. Врач не может не только ввести смертельный препарат, но и отказаться от мероприятий по поддержанию жизни пациента. В противном случае действия медработника будут квалифицированы как убийство.

Виды эвтаназии

В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

Пассивная эвтаназия (или как ее еще называют «метод отложенного шприца») выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти — что на практике достаточно часто встречается и у нас в стране. Пассивная эвтаназия практикуется почти во всех странах. Согласно сведениям, опубликованным в Международном медицинском журнале (2004г. — С. 357-360), 40 % всех смертей больных наступает либо в результате принятия совместного с медиками решения о прекращении жизни, либо в результате отказа от лечения, либо с помощью лекарств, ускоряющих наступление смерти.

Но основным предметом дискуссии стала эвтаназия активная, и теперь даже обычно, когда говорят об эвтаназии, то имеют в виду именно эту ее разновидность.

Под активной эвтаназией (или как ее еще называют «метод наполненного шприца») понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти.
Активная эвтаназия может выражаться в следующих формах:

1) «Убийство из милосердия» — происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадежно больного человека и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает желанный смертельный исход.

2) «Самоубийство, ассистируемое врачом» — происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью.

3) Собственно активная эвтаназия — может происходить и без помощи врача Пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, как бы сам накладывает на себя руки.

По данным Американской медицинской ассоциации, большая часть больных, умирающих в больницах США, уходит из жизни добровольно с помощью медперсонала. Считается, что негласно существует подобная практика и в России при том, что активная эвтаназия резко и безоговорочно осуждается не только в нашей стране, но и в других государствах.

Таким образом, суть проблемы активной эвтаназии заключается в попытках оправдать умышленное причинение врачом смерти больному из сострадания или по просьбе самого умирающего либо его близких.

Если принять во внимание все многообразие традиций и взглядов конкретного сообщества (так называемый принцип социально-культурного контекста), можно заключить, что эвтаназия не будет являться единственной системой помощи при умирании.

Как альтернатива эвтаназии, есть специальная система медицинской помощи, болеутоляющих средств, дающих возможность уйти достойно, не прибегая к активной эвтаназии. Это паллиативный уход (palliative care). Искажается смысл, если переводить palliative care как паллиативное лечение. Следует различать «лечение» («cure») и «уход» («care»), хотя в русской терминологии используется понятие «паллиативное лечение». Паллиативный уход — это такое медицинское вмешательство, которое призвано облегчить физическую и моральную боль, способствуя тем самым повышению качеству жизни (на конечной стадии). Паллиативный уход применяется не только в ситуациях, когда не могут избавить от болезни, но и для улучшения качества жизни на различных стадиях болезни и лечения злокачественных болезней. Главный принцип паллиативного ухода — комфорт пациента, а не столько избавление от болезни. Основной принцип ухода за умирающим — не лечение, не реабилитация, ни даже облегчение, а, прежде всего, его комфорт (ведь некоторые лечебные процедуры болезненны).

2.5.3 Биоэтические и правовые аспекты эвтаназии

Говоря об эвтаназии, возникает два вопроса — моральный («Что можно сказать о характере человека, совершающего подобные действия?») и юридический («Должны ли подобные действия быть запрещены законом?»). Намеренное умерщвление невинного всегда является нравственным злом. Эвтаназия — намеренное умерщвление невинного человека. Значит эвтаназия — нравственное зло.

Как известно, два вида убийства принимаются даже многими из самых рьяных противников эвтаназии — самооборона и наказание. Ни один из них не является несправедливым, по сути — ни один из них не является злом.
Попытаемся привести аргумент в пользу того, что эвтаназия выходит за рамки несправедливого убийства на основании двух ключевых утверждений.

Первое — состояние некоторых людей таково, что им лучше умереть, чем продолжать жить. Второе утверждение заключается в том, что оказание помощи кому-либо в улучшении его положения всегда нравственно допустимо.

Читайте также:  Бородавки на лобке лечение бородавок на лобковой части у мужчин и женщин

Предполагаемое исключение из общего запрета на умерщвление, допускающее добровольную эвтаназию, действительно отличается от исключений смертной казни и защиты. Отличие в следующем: исключение наказания и защиты позволяет государственным властям реагировать на действия (были ли они абсолютно сознательны или же сделаны по неведению), создающие напряжение между частным благом виновного или вредного человека и общим благом покоя. Причиняемый виновному или вредному человеку вред (здесь — смерть) есть необходимое средство достижения общего блага. Из-за своих действий против общего блага такие люди теряют право на частное благо в той степени, которая необходима для восстановления общего. Ничего подобного нельзя сказать об эвтаназии. Здесь нет противоречия между благом страдающего, искалеченного или смертельно больного и общим благом. Нет ни одного действия с их стороны, на основании которого их смерти должны или даже могут быть объявлены расплатой за что-либо.

В основе общепринятого разрешения эвтаназии лежит принцип самоуправления, то есть утверждение, что каждый человек имеет право принимать свои собственные решения о действиях, которые влияют исключительно на него самого. Подобно гильотине, эвтаназия может попасть в руки людей менее человечных, чем ее изобретатели.

Говоря об эвтаназии, неизбежно приходится сталкиваться с понятием неизлечимости. Широко известно, насколько велика возможность ошибки, когда врачи строят свои прогнозы. К тому же понятие неизлечимости в большой степени зависит от средств и возможностей, имеющихся в данный момент их распоряжении. Разрешение применения эвтаназии как действия по намеренному умерщвлению безнадежно больных людей по решению врачей или согласию родственников неизбежно приводит:

• к криминализации медицины и к потере доверия общества к институту здравоохранения;

• к умалению достоинства врача и извращению его профессионального долга;

• к снижению темпов развития медицинского знания, в частности разработок методов реанимации, обезболивающих препаратов, средств для лечения пока еще неизлечимых заболеваний и т.п.;

• к распространению в обществе принципов цинизма, нигилизма и нравственной деградации в целом, что неизбежно при отказе от соблюдения заповеди “не убий”.

Даже в странах, поддерживающих эвтаназию, признают, что в большинстве случаев просьбы пациентов о смерти вызваны болью и депрессией. И зачастую облегчить моральные и физические страдания больного — задача, для врача вполне выполнимая. Стоит задуматься, чего на самом деле желает человек, когда говорит, что хочет умереть, ведь просьбы о смерти ежедневно слышат медики любой больницы. Боится ли он неизвестности, боли, одиночества, не хочет быть обузой для близких? Может быть, страдающий человек сможет воспользоваться болезнью как поводом подвести итоги своей жизни, сделать какие-то выводы, простить, примириться. Не пропустить этот момент — задача тех, кто рядом с ним.

Поэтому — Первое: эвтаназия (как пример умерщвления невинного) является моральным злом и не должна быть допустима законом, даже в случаях, указанных в общепринятом разрешении. Второе: общепринятое разрешение на эвтаназию угрожающе нестабильно. Один аргумент в ее пользу допускает умерщвление не только на основании общепринятых медицинских причин, но и в случаях депрессии, стыда и самопожертвования. Другой аргумент допускает эвтаназию не только для тех, кто хочет умереть, но и для тех, кто не хочет.

Отношения врача и пациента в этом случае, как и во многих, регулируют »Основы законодательства Украины об охране здоровья граждан». Встатье 52 «Оказание медицинской помощи больному в критическом для жизни положении» сказано:Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии — умышленного ускорения смерти или умерщвления неизлечимо больного с целью прекращения его страданий или прекращением искусственных мер по поддержанию жизни.

Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Украины’ (имеется в виду статья 115 УК Украины »Убийство»).

Дата публикования: 2014-11-18 ; Прочитано: 5281 | Нарушение авторского права страницы

Два вида эвтаназии

ЭВТАНАЗИЯ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ЭВТАНАЗИЯ, эйтаназия, эутаназия (от греч. εὖ – благой, хороший и ϑάνατος – смерть) – легкая, спокойная, безболезненная смерть. Термин «эвтаназия» введен Ф.Бэконом, согласно которому «долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями. даже и в том случае, когда уже нет никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самое смерть более легкой и спокойной, потому что эта евтанасия. уже сама по себе является немалым счастьем» (Бэкон Ф. Соч. в 2 т., т. 2. М., 1978, с. 269). В 1826 немецкий врач Карл Ф.Маркс использовал термин «эвтаназия» для обозначения науки, которая «сдерживает угнетающие черты болезни, освобождает от боли и делает верховный и неизбежный час самым мирным». Изначальному бэконовскому значению соответствует понятие «паллиативное лечение», реализуемое в практике современных хосписов.

Термин «эвтаназия» ныне употребляется в различных смыслах, среди которых можно выделить следующие: ускорение смерти тех, кто переживает тяжелые страдания; прекращение жизни «лишних» людей; забота об умирающих; предоставление человеку возможности умереть.

Читайте также:  Сердечно-легочная реанимация по новым стандартам - первая помощь при остановке сердца и дыхания

Для многих первобытных обществ умерщвлять стариков и больных или (для кочевых племен) не забирать их с собой при смене стоянки было обычной нормой. Практика эвтаназии была характерна и для Древней Греции, где поощрялось самоубийство людей, достигших 60 лет. Платон в «Государстве» писал, что медицина призвана заботиться лишь о здоровых душой и телом; не следует препятствовать смерти физически слабых, а скверные душой сами себя погубят. Сократ, Платон и стоики от Зенона до Сенеки оправдывали умерщвление очень слабых и тяжелобольных людей даже без их согласия. Кроме того, они считали, что, если человек ослаб и становится обузой для общества, покончить с собой – его моральный долг. Впрочем, Аристотель, а особенно пифагорейцы были противниками умерщвления тяжелобольных.

Христианство, воспринимающее жизнь человека как божий дар, с самого начала выступило против самоубийства, в т.ч. и вызванного страданиями. Так, Августин вслед за Аристотелем осудил самоубийство как проявление трусости, презренной слабости. Позиция бескомпромиссного отвержения самоубийства и эвтаназии никем не оспаривалась вплоть до эпохи Просвещения, когда некоторые медики вслед за Бэконом начинают говорить о необходимости облегчать страдания умирающих. Но лишь в кон. 19 в. в связи с секуляризацией получают распространение представления о добровольной эвтаназии, в т.ч. и осуществляемой с помощью врача. В России адвокат А.Ф.Кони считал эвтаназию допустимой при наличии сознательной и настойчивой просьбы больного, невозможности облегчить его страдания медикаментозными средствами, а также несомненных доказательств невозможности спасения жизни и при условии предварительного уведомления прокуратуры.

В 1930-е гг. эвтаназия осуществлялась в массовых масштабах в нацистской Германии по отношению к тем, кто признавался экономическим «бременем для общества», кто жил «жизнью, которая не стоит того, чтобы ее жить». В 1939 Гитлер издал указ о регистрации детей, страдающих монголоидностью, гидроцефалией, параличом и уродствами (5 тыс. из них были подвергнуты эвтаназии). Впоследствии, по другому указу, были подвергнуты принудительной эвтаназии десятки тысяч людей с умственными расстройствами.

После этого долгое время эвтаназия повсеместно считалась абсолютно недопустимой. Однако развитие новых биомедицинских технологий (прежде всего жизнеподдерживающего лечения) наряду с утверждением в медицинской практике ценности автономного выбора привело к тому, что тема эвтаназии во многих странах перестала быть табу. При этом эвтаназия понимается как ускорение смерти тяжело и неизлечимо больного, осуществляемое по его воле или по воле уполномоченных им близких.

Различают пассивную и активную эвтаназию. Пассивная эвтаназия – это отказ от жизнеподдерживающего лечения, когда оно либо прекращается, либо вообще не начинается. Пассивная эвтаназия (напр., выписка из больницы безнадежно больного пациента) довольно часто встречается в медицинской практике. С моральной точки зрения существует важное различие между ситуацией, когда принимается решение не начинать лечение, и ситуацией, когда прекращается уже начатое лечение. Моральное бремя, ложащееся на врача, во втором случае будет более тяжким. Однако если врач будет опасаться начать жизнеподдерживающее лечение, чтобы не попасть в ситуацию, когда его придется прекращать, то это может оказаться еще большим злом для пациента, которого такое лечение могло бы спасти.

Активная эвтаназия – это преднамеренное действие с целью прервать жизнь пациента, напр. путем инъекции средства, вызывающего смерть. Различают такие формы активной эвтаназии, как 1) убийство (умерщвление) из сострадания (когда жизнь, являющаяся мучением для больного, прерывается другим человеком, напр. врачом, даже без согласия пациента), 2) добровольная активная эвтаназия и 3) самоубийство при помощи врача. Во втором и третьем случаях определяющим является согласие (или даже требование) самого больного. Во втором случае сам врач по просьбе больного делает ему летальную инъекцию, в третьем же врач передает в руки больного средство, позволяющее последнему покончить с собой. Хотя в большинстве стран, включая Россию, активная эвтаназия запрещена законом, именно она вызывает наиболее острые медицинские и философские дискуссии.

Основным аргументом сторонников активной эвтаназии является право человека на самоопределение, вплоть до того, чтобы самому распорядиться собственной жизнью и отказаться от негуманного, унижающего его достоинство лечения (в этой связи иногда говорят о рациональном, т.е. тщательно обдуманном, самоубийстве, позволяющем прекратить бесполезные мучения). Против активной эвтаназии высказываются следующие аргументы: восходящий к теологии аргумент о святости человеческой жизни; возможность врачебной ошибки при констатации безнадежного диагноза; опасность злоупотреблений, если эвтаназия будет узаконена; аргумент «наклонной плоскости»: коль скоро эвтаназия будет узаконена, то даже при самых жестких требованиях к ее проведению в реальной жизни будут возникать ситуации «на грани» узаконенных требований, при этом незначительные отступления будут размывать строгость закона, так что в конечном счете эвтаназия будет осуществляться не из сострадания, а ради совсем других целей. См. статью Биоэтика и лит. к этой статье.

Ссылка на основную публикацию
Уколы Комбилипен внутримышечно инструкция по применению, цена, отзывы, для чего назначают, аналоги
От чего помогают уколы Комбилипен Комбилипен - общетонизирующее медикаментозное средство с высоким содержанием витаминов. Он эффективен при комплексном лечении воспалительных...
УЗИ после родов как делают в роддоме и что смотрят, на какой день, расшифровка показателей, размеры
Размеры матки в норме — основные показатели и причины отклонений Для женского здоровья нужно следить за своим организмом. Особенно это...
УЗИ почек, надпочечников, мочевого пузыря и мочеточников, показания
Правильная подготовка к УЗИ почек и как делают исследование? Почка – достаточно уязвимый орган в теле человека, поэтому она нуждается...
Уколы Мексидол внутримышечно как колоть и разводить, инструкция
Мексидол: инструкция, состав, показания, действие, отзывы и цены Инструкция по применению Мексидол является антиоксидантным препаратом, применяемым в неврологии, наркологии, кардиологии...
Adblock detector